Сегодняшнее утро жители района Торгмаш в Броварах запомнят надолго. Десятки молодых людей в масках с дробовиками и пистолетами устроили разборки за право возить пассажиров в Киев.
- Я проснулся, услышав звуки выстрелов. Стреляли часто: звенели и тихие пистолетные хлопки, и грохотали ружья. Под моим домом происходил гангстерский боевик. Стало страшно - вдруг заряд залетит в окно, - говорит житель Броваров Виталий Сергеенко.
Продолжалась перестрелка недолго. Совсем скоро участники разборок бросились врассыпную. К месту событий приближался вой полицейских сирен.
"Спросите любого водилу"
"То, что происходило, даже столкновением нельзя назвать. Это напоминало 90-е", - начал свой разговор с министром внутренних дел Арсеном Аваковым президент Владимир Зеленский.
Он ошибается - разборки за маршруты по перевозке пассажиров никогда и не прекращались, а в Броварах все лишь достигло полномасштабного апогея. Почему "серый" рынок пассажирских перевозок стал таким откровением для высших эшелонов власти - загадка, ведь первый же водитель маршрутки, которого нашла "КП" в Украине", рассказал, как все работает, причем уже десятилетиями.
- В городах, там, где нет коммунального автопарка, мутить деньги лучше всего, - говорит Сергей В., несколько лет проработавший водителем маршрутки. - Посчитать реальный пассажиропоток никто не может. Расчет идет за наличку. И это выгодно прежде всего властям, ведь маршруты распределяют они. Чем больше город, тем больше пассажиров. Соответственно и откаты растут. Плюс конкурс на право перевозок. Где-то проводят раз в год, где-то раз - в пять. Условия конкурса можно регулировать как угодно. Чтобы выиграть, тоже дают откат.
Наш собеседник работал между селами в небольшом областном центре. В день он должен был отдать владельцу 400 гривен. И если хозяин имел с десяток автобусов, то получал 4000 в сутки. Что, по самым грубым подсчетам, почти сто тысяч гривен в месяц. Причем заправлять маршрутку водитель должен за свои. В Киеве и крупных городах расценки на порядок выше.
Африканская модель перевозок
Еще один из источников доходов - отсутствие учета льготных пассажиров. Деньги на них выделяют местные власти, и это тоже немаленькие суммы.
- На рынке маршрутных перевозок в год оборачивается более ста миллиардов гривен. В основном, это наличные, которые идут мимо налоговой, мимо государства, мимо местных бюджетов. Эти деньги коррумпируют очень многих, - говорит "КП" в Украине" бывший советник министра транспорта Украины Александр Кава. - У нас сейчас действует африканская модель перевозок, что и приводит к таким последствиям.
Украине, по словам нашего собеседника, стоит брать пример с Европы. Европейская модель предполагает либо муниципальную монополию на перевозки, либо доминирование муниципальных компаний. А частники даже если и работают, то получают фиксированную сумму, не за количество перевезенных пассажиров, а за качество работы: соблюдение графика движения, достаточное количество автобусов и их техническое состояние.
- Для наших чиновников это плохо, - добавил Александр Кава. - Хотя в Польше, Словакии, Чехии и Германии тоже решают чиновники. Но там они почему-то решают в интересах граждан. А не в интересах собственного заработка.
Разделить обязанности
- Маршрутки должны ездить только там, где никто не может ввиду рельефа местности или архитектуры, или по другой причине, - рассуждает депутат Киевсовета Александр Пабат. - И чтобы навести порядок, нужен безналичный расчет. И разделить финансовый поток и перевозки. То есть сбор денег осуществляет админаппарат, например, введя электронную оплату проезда или продажу талончиков. А перевозчик только возит людей. Тогда все понимают, что во что обходится. Четко прописано: время работы такое-то, маршрут такой-то, цена услуги такая-то. Тогда перевозчик получит фиксированную сумму за объем проделанной им работы. Он сможет планировать свой бюджет, а муниципалитет получает деньги за проезд. Житель имеет услугу на ту сумму, которая полностью соответствует мнению городских властей.
Мэрия Броваров в курсе происходящего
Но вернемся к Броварам. Свое мнение относительно проблемы маршруток озвучил на странице в бывший депутат местного горсовета Олег Берестовой.
"Уже 5-й год (мэр города. – Авт.) блокирует инициативы и требования по созданию коммунального транспорта и развитию движения пригородных электричек из центра Броваров в центр Киева, что создало бы конкуренцию маршрутчикам, купившим лицензии в КОГА, - пишет Олег Берестовой. - Блокировал инициативы по внедрению электронного билета, чтобы хоть как-то вести учет пассажиропотока. В то же время выдавались миллионные субвенции этим самым перевозчикам за проезд пенсионеров, которых никто никогда не считал".
Олег Берестовой не спешит бездоказательно обвинять местную чиновничью верхушку в том, что те снимают сливки с неучтенных доходов частных перевозчиков. Хотя и не исключает такую возможность.
- Берут голосами депутатов, которые связаны с перевозчиками. Например, если нужно провести через горсовет какое-то решение. Или лояльностью во время выборов - в маршрутках можно разместить рекламу. Проагитировать коллектив, - объясняет "КП в Украине" экс-депутат Броварского горсовета Олег Берестовой.
"Крышует" администрация
И напоследок вернемся… нет, не в 90-е. Набираем в поисковике запрос на тему маршруток и их крышевания. Берем первую новость наугад. Читаем:
"Представители семи компаний перевозчиков заявили о забастовке. Участники будут протестовать против фальсификации конкурса на право транспортных перевозок, который "крышует" один из руководителей Киевской областной администрации.
- Мы требуем проведения открытого и честного конкурса на право перевозки пассажиров, - заявили представители протестующих".
Это новость за 2013 год. Если рыться дальше, можно найти и другие примеры разборок в этой сфере. Но зачем искать? О них все и так знают. Кроме высшего руководства страны.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Жители Броваров: Молодчики появились два дня назад. Заставляли садиться в "правильную" маршрутку
В перестрелке сошлись местные ребята и привезенные из Винницы.