Делу об убийстве Павла Шеремета опять пророчат крах. Недавно в доме одной из главных подозреваемых - медика Юлии Кузьменко - следователи провели повторные обыски. Из "улова" - ружье, принадлежащее ее супругу Павлу Кияну, сим-карты, стартовые пакеты, роутеры. Как утверждают адвокаты, все эти вещи не имеют и не могли иметь никакого отношения к трагическим событиям 20 июля 2016 года, когда взрыв в центре столицы унес жизнь известного журналиста.
Больше об обысках и аргументах, которыми оперируют следствие и защита, "КП в Украине" рассказал адвокат Юлии Кузьменко Тарас Безпалый.
Ищут новые улики
- Почему следователи заинтересовались ружьем, если Павла Шеремета убили с помощью взрывчатки?
- Суд дал разрешение на изъятие незарегистрированного оружия, взрывчатых устройств, взрывчатых веществ и их следов. Ничего такого при обыске в доме Юлии Кузьменко не нашли. Изъятое ружье положенным образом зарегистрировано. Его не имели права забирать, но - тем не менее…
- Зачем вообще нужен был повторный обыск в доме, где после первого – теоретически - должны были уничтожить все улики?
- Думаю, это лишнее доказательство тому, что против моей подзащитной у следствия нет улик и они пытаются хоть что-то делать.
- Подозрения Юлии Кузьменко были предъявлены на том основании, что в ночь, когда под машину Шеремета закладывали бомбу, она не была на сотовой связи. А также на основании телефонных переговоров и экспертиз.
- Мобильный телефон Юлии в ту ночь не был выключен и находился дома. Она им действительно не пользовалась с десяти вечера 19 июля 2016 года и до восьми утра 20 июля, поскольку легла спать. Согласитесь, это нельзя поставить человеку в вину. Но следствие вычислило, что обычно она переставала пользоваться телефоном в более позднее время, и таким образом родилось подозрение.
Что касается телефонных разговоров, то фрагменты, которые обнародовало МВД, вырваны из контекста. Люди, с которыми говорила моя подзащитная, подтвердили это на допросах и рассказали, о чем на самом деле велись разговоры. У нас в стране не запрещено высказывать собственное мнение и критиковать власть.
По поводу экспертиз… Это попытки отождествить Юлию Кузьменко с женщиной, которую возле дома Шеремета зафиксировала видеокамера. Психологическая экспертиза, которую проводили в Киевском научно-исследовательском институте судебных экспертиз, пришла к выводу, что по манере поведения эта женщина "может быть" Юлией Кузьменко. Хотя все нормальные эксперты говорят, что для сравнения нужно видеть лицо человека, его жесты, мимику.
Была еще одна экспертиза, которую МВД заказало британскому эксперту по походке Айвану Бирчу. Он якобы пришел к такому выводу: "условно допустимо", что женщина на видео и Юлия Кузьменко - это один и тот же человек. Так вот, если открыть учебники по экспертизе, то "условно допустимо" - это всего 20 процентов из 100.
|
Коронавирус в помощь
- Тем не менее суд вот уже два раза отказывал Кузьменко в смягчении меры пресечения.
- Суд исходил из формальных обстоятельств - становился на сторону прокуратуры и не брал во внимание аргументы защиты.
- Эпидемия коронавируса может быть аргументом? Домашняя изоляция все-таки более безопасна для человека, чем тюремное заключение.
- Мы говорили об этом на суде 1 апреля, когда продлевался арест. И приводили в пример рекомендации Европейского комитета по предупреждению пыток, где сказано, что все, кто не представляет опасности для общества, должны быть переведены из мест лишения свободы на домашнее содержание. Но суд не принял это во внимание.
- Почему Юлию содержат в изоляторе временного содержания и не переводят в СИЗО?
- Это мотивируют обеспечением мер безопасности - чтобы человек имел меньше возможности общаться и влиять на следствие.
- Получается, что таким образом признали: наше знаменитое Лукьяновское СИЗО не обеспечивает полную изоляцию?
- Я не стану это комментировать, пусть об этом думают в службе, которой СИЗО подчиняется.
- А каковы условия содержания Юлии Кузьменко?
- Адекватные, даже лучше, чем были бы в СИЗО.
- Вы же подавали жалобу на последнее решение суда о продлении ареста?
- Апелляция назначена на 28 апреля.
- В это раз рассчитываете на успех?
- Надеюсь, что наше ходатайство удовлетворят. Юлия Кузьменко находится под арестом пятый месяц. Есть практика Европейского суда, которая говорит - с течением времени риски уменьшаются, если нет новых доказательств по делу.
Все, что изъяли во время недавнего обыска в доме Юлии Кузьменко, к делу Шеремета не имеет ни малейшего отношения. Посудите сами: первый обыск был в декабре. У людей забрали сим-карты, флешки, роутеры. Все это пришлось покупать заново. И вот теперь забрали то, что родные Юлии приобрели после ее ареста.