Видеоуроки для школьников внесли свежую волну в жизнь на карантине. Околовирусные страсти на время отодвинуты на задний план, на первом - обмывание косточек учителям, которые допустили шокирующие ошибки.
"Лучшие в Украине учителя!" - анонсировала "Всеукраинская школа онлайн", которую запустила сама Елена Зеленская. В итоге: 30,2 - 2,2 = 18 - от заслуженного учителя математики, белые медведи в Антарктиде - от учителя украинского языка, Ливанский орден (вместо Ливонского) - от специалиста по всемирной истории. Эти и другие "перлы" заставили страну купаться в злорадстве.
Остроты добавил тот факт, что большинство онлайн-учителей преподают в элитном учебном заведении, которое посещает дочка президента. Но если там такие "гении", то кто же учит детей из семей попроще?! Давайте попробуем посмотреть на вопрос с разных углов зрения.
Если ошибется ученик, ему снизят оценку
Родители учеников продолжают спорить: нужно линчевать педагогов за допущенные в эфире ошибки или простить и пожалеть, потому что педагогам с непривычки трудно работается перед камерами?
"Пусть они (дети) лучше ничего не учат, чем их будут учить этому, - негодует советник министра МВД Владимир Мартыненко. - Мне все тяжелее находить аргументы и мотивировать учиться своего ребенка, когда по телевизору "умники" забивают голову всякой ерундой под соусом "образовательных услуг" и за донорские деньги".
Больше всех Владимира, как и многих других, возмущает, что уроки не идут в прямом эфире. Их записывают заранее. Следовательно, должны были проверять на качество перед тем, как подавать в эфир. Но нет - понадеялись на лучших.
"Это просто позорище! - негодует Катерина Лифанова, участница группы "Батьки SOS" в Фейсбуке. - Лучшие учителя, а такие бездарные ляпы. Если учитель географии путает Атлантический океан с Индийским, он вообще должен уйти из школы, а не демонстрировать свои "знания" на всю страну. Если мой ребенок сделает подобную ошибку на уроке, ему занизят оценку и не станут слушать никаких объяснений. Учитель должен знать предмет до автоматизма, иначе он не имеет права преподавать. Это как бы врач отрезал у пациента здоровый орган и оправдывался бы, что волновался во время операции".
В среднем на одного из тех, кто готов оправдать учительские ошибки волнением, приходится два преисполненных гнева родителя. Администратор группы "Батьки SOS" Роман Корсун считает, что реакция общества закономерна.
"Много лет нашу систему образования пытались строить так, что учитель всегда прав, а ученик - нет. Ученик не имеет права на ошибку. Учитель считал себя вправе сказать: "Ты что, голову дома забыл?!" Исчеркать тетрадку красной ручкой, написать замечание в дневник. А это видео показало - учителя не идолы, а обычные люди, они могут ошибаться так же, как все остальные. Потому и получился такой резонанс. Учителям "прилетело" то, что они сами посеяли. И никакой трагедии в этом нет. Надо провести работу над ошибками и в подготовке видеоуроков, и в самой системе отношений "учитель – ученик".
Школьники идут на две темы вперед
Сами школьники тоже не видят в казусе большой трагедии.
"Учителя математики я бы точно не стал осуждать, - говорит восьмиклассник Володя из поселка Чабаны Киевской области. - Я учусь в школе с математическим уклоном, и наши учителя тоже иногда путают цифры. Мы делаем им замечания, а иногда даже спорим".
На волне негодования многие даже стали поднимать вопрос о том, а нужны ли эти видеоуроки вообще, если даются так трудно и обходятся так дорого. Тот же самый восьмиклассник Володя признался, что попытался посмотреть один урок и выключил телевизор.
"Мы идем на две темы вперед, эту уже прошли", - хмыкает школьник. И так говорят родители многих детей.
"В нашей гимназии детей загружают так, что мои двое еле успевают до четырех вечера со всем справиться, - говорит жительница Подольского района Киева Анна Ковтуненко. - Учителя организовывают видеоуроки по Zoom. А те, кто не умеют хорошо пользоваться компьютером, передают задания через коллег. Дополнительные ресурсы нам не нужны".
Анна добавила, что ее семья живет в городе. А в селе, где нет интернета и у многих детей нет компьютеров, школа по телевизору может оказаться спасением.
Зачем филологу география
В старые времена учителя любили задавать школьникам загадку: почему белый медведь не ест пингвинов. Так заставляли запоминать, что такое Северный полюс, а что - Южный. И кто живет в Арктике и Антарктике. Бедную учительницу, загнавшую медведей на Антарктический полуостров (а такой в Антарктиде таки есть) потроллили даже полярники со станции академика Вернадского. Но они же признали, что сейчас это одно из самых распространенных заблуждений.
Однако этот ляп, считает эксперт по образованию Владимир Спиваковский, вскрыл гораздо более серьезную проблему, чем описки и оговорки учителей.
- Вполне могу допустить, что учительница украинского языка не знала, где живут белые медведи. Ее учили своему предмету. Филолог, как считается у нас, не должен знать географию. Что в школе, что в институте у нас преподают знания, разбитые на отдельные секторы. Тогда как многие страны переходят к интегрированным, так называемым кейс-урокам. Берется одно явление, одна тема и вокруг них крутится все - язык, география, математика. Так формируется полное знание о мире, - отмечает эксперт.
Владимир Спиваковский признает, что видеошкола готовилась в спешке, отсюда и брак. Но его процент - всего семь ляпов - ничтожно низок по сравнению с коэффициентом полезного действия.
- Компьютерным общением с учителями у нас охвачен миллион детей в больших городах. Три миллиона просто ничего бы не делали, если бы не могли учить уроки по телевизору. Сейчас я получаю множество откликов от родителей о том, что передачи интересные и полезные детям. Я сам смотрел урок по химии и не мог оторваться - было реально здорово. Если у нас есть хоть 30% хороших уроков, давайте брать их за образец.
|
Помогите, потом критикуйте
На свете нет ничего, что нельзя было бы сделать лучше. Некоторые родители жалуются, что на уроках мало слайдов, видеороликов.
- Но вы же не будете обвинять стоматолога в том, что он не смастерил бормашину или не сделал состав для пломб? Задача учителя - донести урок до детей, а о визуализации должны подумать научные институты, которых у нас множество, есть даже целая Академия педнаук, - продолжат Владимир Спиваковский. - Педагог не может сам смонтировать слайды или видеофильм, у него для этого нет знаний и технических возможностей. Учителя можно критиковать, если он скучно излагает материал, но сначала нужно предоставить ему то, что поможет сделать урок интереснее.
В настоящее время порядка 20% детей находятся на дистанционном обучении, а в ближайшем будущем, по прогнозам эксперта, таких будет 50%. И на это будущее нужно работать уже сейчас, учитывая как ошибки, так и победы.
Кстати, в группе "Батьки SOS" тоже многие родители пишут, что довольны уроками и даже выражают опасение, если карантин затянется, детям будет трудно возвращаться в обычные школы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ