Помимо масок, дезинфицирующих средств, спичек, макарон и гречки, туалетная бумага стала самым востребованным товаром в мире в последние несколько недель - от США до Японии. Ее производители резко повысили свои прибыли, а люди участвовали в розыгрышах рулонов на радиостанциях.
"Фотографии со всего мира, распространяющиеся в соцсетях, показывают пустые полки супермаркетов - и людей, покидающих магазины с громадными запасами для туалета", - пишет австрийское издание .
Как это объясняется с точки зрения психологии? Ведь она не защищает от вируса и не поможет выжить.
Панические закупки вызывают цепную реакцию
Как поясняет клинический психолог и автор книги "Психология пандемий" Стивен Тейлор, новый коронавирус наводит на людей страх прежде всего потому, что он неизвестен. И они становятся склонными к крайностям. "Когда людям говорят, что надвигается что-то опасное, но при этом их призывают только к мытью рук, это кажется несоответствующим угрозе. Ведь особые опасности требуют и особых мер защиты", - поясняет Стивен Тейлор.
А психолог из Университета Карнеги-Меллона в Питтсбурге (США) Барух Фишхофф говорит, что "наряду со страхом перед последствиями вируса за паническими закупками кроется и страх перед продолжительным карантином".
Кроме этого, паника, как известно, заразна и превращает людей в толпу. Эксперты по потребительской психологии говорят, что поведение "очевидно иррационально", и тут виден явный пример стадного инстинкта, разбуженного социальными сетями и новостями. Панические закупки вызывают цепную реакцию.
"Во времена цифровизации социальные сети наполняются фотографиями пустых полок в супермаркетах. Люди - социальные существа, и они ищут в повседневной жизни указания на то, что надежно, а что опасно. И когда они видят в магазине кого-то, кто в панике покупает туалетную бумагу, это может вызывать цепную реакцию страха", - поясняет Барух Фишхофф.
"Когда 50 упаковок рулонов туалетной бумаги исчезают с полок, вы действительно замечаете это, потому что они занимают много места", - говорит профессор Дебора Грей из Университета Гриффит (Австралия).
Чувство контроля ситуации
Но помимо страха, есть и практическая причина. "Во многих магазинах людей сейчас призывают покидать свой дом или квартиру только при крайней необходимости. Тому, у кого достаточно туалетной бумаги, не придется выходить из дома для ее покупки. Новый коронавирус вызывает своего рода психологию выживания, при которой мы максимально возможное время проводим дома и обходимся только самым необходимым. К нему, конечно, относится и туалетная бумага, - поясняет профессор Темпльского университета и бывший президент Американской психологической ассоциации Франк Ферли. - Это дает людям ощущение того, что они сделали все, что могли, что так они могут освободиться от страха".
Другие исследователи считают, что скупка туалетной бумаги – это своего рода элемент контроля и безопасности. "Когда люди слышат о коронавирусе, они боятся потерять контроль, а туалетная бумага, по крайней мере, поможет обеспечить гигиену и чистоту. Это не скоропортящийся продукт и один из немногих товаров, который вы гарантированно когда-то используете", - считает доктор Дэвид Саведжи из Университета Ньюкасла.
КСТАТИ
На фоне беспокойных новостей о дефиците бумаги создатели мемов объявили ее новой валютой. Некоторые шутят, что рулонами можно расплачиваться вместо денег.
БЫЛО ДЕЛО
В Гонконге вооруженные люди похитили 600 рулонов туалетной бумаги. грабители, угрожая ножами, отобрали дефицитный груз у доставщика рядом с супермаркетом Wellcome в районе Вонкок, который пользуется дурной славой из-за действующих там банд. Правоохранители по горячим следам арестовали двух мужчин, обнаружив у них часть украденного.