И снова – здравствуйте!
Эта песня хороша – начинай сначала: в "Укрзализныце" снова подсчитали убытки. Оказалось, что в 2019 году пассажирские железнодорожные перевозки нанесли компании убытки на сумму порядка 12 млрд грн. А практика показывает: как только в "УЗ" заговорили об убытках – жди беды. То есть - сообщения об очередном подорожании.
При этом складывается впечатление, что постоянно ныть об убытках – это единственное, на что способны "эффективные менеджеры" "УЗ". Эксперты с сожалением констатируют: разделения железной дороги на инфраструктуру и подвижной состав так и не произошло, качественных услуг как не было, так и нет, а "реформы" на украинской железной дороге в первую очередь вылились в повышение зарплат топам.
При этом украинские чиновники взяли моду в вопросах повышения тарифов – что коммунальных, что транспортных – приводить в пример Европу. Только почему-то когда речь заходит о зарплате, о "европейской практике" все разом забывают.
- Если говорить о европейской практике перевозок, то она прежде всего предусматривает конкурентность, - отметил в комментарии "КП" в Украине" транспортный эксперт Василий Шевченко. - В Европе все просто: если стоимость перевозки пассажиров не устраивает, они будут пользоваться услугами либо другого перевозчика, либо другого транспорта. При этом сам перевозчик не обязательно должен быть собственником – он может быть оператором. Любой перевозчик должен ориентироваться на потребности граждан, которые хотят передвигаться комфортно и безопасно. Вместо этого нам говорят: у нас все плохо, поэтому мы поднимем тарифы и купим новые вагоны.
Беспроигрышный путь
О том, насколько некомфортны украинские поезда, украинцы получают представление, вернувшись из-за границы. Отсутствие грохота и тряски, сервис – о таком комфорте пассажиры отечественной железной дороги могут только мечтать. При этом в самой "УЗ" архиважным вопросом считают подстаканники и с упоением обсуждают тему месяцами!
Василий Шевченко напоминает: изначально украинская железная дорога являлась участком советской железной дороги, основной целью которой было доставить товар к портам. Пассажирский транспорт всегда был второстепенным, работая на тех же колеях при той же инфраструктуре. Очевидно, что поезда по тысяче тонн деформировали колею, и пассажирскому поезду это комфорта не добавляет.
Но на все это обращали мало внимания, пока украинская железная дорога перевозила достаточное количество грузов. Для сравнения: если в других странах перевозки железнодорожным транспортом составляют 20%, то у нас этот показатель достигал 80%. Однако ухудшающийся из года в год сервис привел к тому, что клиенты стали переключаться на автомобильный транспорт. Так что сегодня по железной дороге перевозят лишь то, что невозможно перевезти по автомобильной - руду, лес и т.д.
В результате инфраструктура устаревает, грузопоток падает (в том числе и из-за того, что РФ переключила свои грузы на Новороссийск), грузовые перевозки приносят "Укрзализныце" все меньше денег. Но вместо того, чтобы увеличивать объемы перевозок за счет расширения клиентской базы, "УЗ" идет по, как ей кажется, беспроигрышному пути поднятия тарифов.
Дороже самолета
Тарифы в "УЗ" аховые, и зачастую самолет обходится дешевле поезда, особенно если речь идет о международных перевозках. Так, например, поездка до Риги обойдется в купейном вагоне поезда в 2038 грн, в вагоне люкс – 4123 грн. При этом билеты на самолет Киев-Рига можно "поймать" от 20 евро – то есть по нынешнему курсу от 530 грн.
В самой "Укрзализныце" не первый год твердят о том, что возят пассажиров себе в убыток, а по поводу астрономических цен на билеты заявляют, что они "экономически обоснованы". Однако Василий Шевченко считает, что при необходимости мало-мальски подготовленный бухгалтер может "обосновать" практически любую цену - это просто игра цифр. Настоящее экономическое обоснование – это только реальная конкуренция, которая заставляет перевозчиков ориентироваться на пассажира и его потребности.
Ранее "Укрзализныця" заявила о своих планах в 2020-м повышать цены на билеты каждый месяц. "Индексацию тарифов планируется осуществлять поэтапно - по 2% ежемесячно с 1 марта по 31 декабря 2020 во всех категориях вагонов, кроме 1-го класса поездов "Интерсити+". Таким образом, цена на билеты будет расти незначительно и постепенно".
Изменение тарифов в "УЗ" объяснили тем, что предыдущий раз их пересматривали в 2018 году. Однако это, мягко говоря, не слишком соответствует действительности.
В августе 2019-го "КП" в Украине" разбиралась, как изменилась стоимость билетов на нескольких популярных направлениях (Киев – Львов, Киев – Одесса и Киев – Днепр) с помощью онлайн-сервиса "Укрзализныци" по предварительной продаже билетов и выяснила: билеты подорожали! Причем очень неравномерно: чаще всего – в 1,6 раза, но есть направления, где подорожание оказалось трехкратным и больше.