Скандал со "Слугой народа" Богданом Яременко произошел еще в октябре. Ровно с тех пор президентская фракция обещает отстранить его от должности главы комитета по международной политике и назначить туда другого депутата.
С заменой "Слуги народа" определялись путем внутреннего голосования. Несмотря на то, что большинство депутатов поддержали кандидатуру Галины Михайлюк, фракция утвердила Елизавету Ясько, в виду того, что решающий голос был за президентом. В итоге, когда вопрос вынесли на голосование в Верховной Раде, за кандидатуру Ясько просто не набралось достаточного количества голосов и Яременко остался главой комитета.
"КП" в Украине" пообщалась с Елизаветой Ясько и выяснила, что она думает о своем несостоявшемся назначении.
- Елизавета, когда уже Рада заменит Богдана Яременко и выберет нового главу комитета?
- Мне жаль, что это все немного затянулось. Было бы хорошо, чтобы комитет имел какую-то определенность. Богдан Яременко формально остается главой, но у него даже нет больше своего кабинета. Следовательно, и работа ведется не тем образом, как хотелось бы. Когда это случится – это хороший вопрос. По идее выберут уже в ближайшие пленарные недели. Нужно посмотреть календарь, когда это может произойти. Но это точно будет на следующей неделе.
- У вас изменились отношения с коллегами по фракции после того, как они не поддержали вашу кандидатуру?
- Я думаю, что эта ситуация много чего показала. Стало ясно, кто и на что настроен. Но я надеюсь, что большинство коллег все-таки настроены на то, чтоб мы уже приняли какое-то решение. Буду это я или кто-то другой, тут уже нет большой разницы. Главное, чтобы мы уже определились.
- Среди "Слуг народа" очень разнятся мнения насчет праймериз, на которых избрали именно вас. Кто-то считает, что голоса должны были быть равными. Другие соглашаются с тем, что голос президента должен быть ровнее, так как международная политика – его прерогатива. Что лично вы думаете на этот счет?
- Были претензии касательно проведения этого праймериз. Действительно, сначала сказали, что будет формула 50/50. Наверное, определенные кандидаты считали, что если они наберут большую часть голосов в первом туре, то они автоматически получат поддержку. Но человек получил поддержку всего лишь на шесть голосов больше (речь идет о Галине Михайлюк, опередившей Ясько – ред.) И это при том, что голосовали не все. У Гали Михайлюк было 60 голосов, у меня 54, у Костина около 40. Что это означает? Что это какая-то абсолютная победа? Скорее нет. Это значит, что можно посмотреть на тех, кто вышел в лидеры.
И потом, с самого начала было сказано, что Офис президента будет иметь свои 50 процентов в этом голосовании. Офис президента выбрал мою кандидатуру и на фракции меня утвердили. Были недовольные, но это нормально, это природно.
- Вы не пытались с Галиной Михайлюк договориться как-то между собой?
- Я не буду это комментировать. Смотрите, это определенная конкуренция и это нормально. Михайлюк образованный человек и я могу о ней высказаться только позитивно. Но она выбрала свой путь.
- Давайте поговорим о Минске. Там провалились переговоры по обмену пленными. Остаются ли еще шансы вернуть наших людей до Нового года?
- Я думаю, что все возможно. У нас есть еще время до 31 декабря. К сожалению, переговоры могут быть сложными, так бывает. Нужно надеяться и ждать. Что касается причин, по которым так случилось – мне известны несколько причин, но это все трудности переговоров. В любом случае, это не конец, и мы продолжаем этим заниматься.
- Обмен был частью переговоров в Париже. Кто-то из комитета ездил вместе с президентом?
- Нет, с самого начала это была президентская рабочая группа, а не парламентская.
- А на переговоры в Минске?
- Нет, конечно. Если вы посмотрите на состав, то вы не увидите там людей, которые занимают какие-то официальные позиции.
- Это потому, что украинская власть официально не хочет вступать в переговорный процесс с "ЛДНР"?
- Я думаю, что там есть определенные причины и есть люди, которые этим профессионально занимаются. Я знаю, что со стороны наших коллег также есть желание приобщаться и помогать этому процессу. Мы работаем над усилением этого формата. Но нужно не забывать, что уже существует определенная система, которая работает достаточно эффективно.
- Вы считаете "нормандский формат" и переговоры в Минске эффективными?
- Я считаю, что в тех условиях переговоры, которые были проведены нашим президентом, были очень успешными и наша контактная группа в Минске также имеет успех. Иногда бывают трудности, но мы видим, что за этот год мы имели достаточно успехов – это обмен пленными, возврат моряков и кораблей.
ИЗ ДОСЬЕ КП
Елизавета Ясько родилась в Киеве. Считается экспертом по вопросам культуры. Возглавляет украинскую делегацию в Парламентской ассамблее Совета Европы. Также входит в состав Комитета Верховной Рады по вопросам внешней политики и межпарламентского сотрудничества. Возглавляет подкомитет по вопросам межпарламентского сотрудничества, двусторонних и многосторонних отношений.
Закончила философский факультет Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. Имеет степень магистра по политологии. Закончила Школу государственного управления Блаватника в Оксфордском университете. В 2013-2014 училась в Московском государственном университете.
Работала в Министерстве по вопросам диджитализации, культуры медиа и спорта Великобритании. На выборы в Раду шла под номером 15 в списке партии "Слуга народа".
В декларации указала квартиру в Ирпене и небольшие суммы на банковских счетах.
КСТАТИ
Что не так с прошлым главой комитета
Дело в том, что прошлым руководителем комитета был Богдан Яременко. Журналисты сайта "Буквы" опубликовали снимки, на которых Яременко в сессионном зале Верховной Рады сидит в Tinder и на других площадках для знакомств. В итоге в сеть попали переписки с разными девушками. С одной из таких девушек парламентарий обсуждал секс за деньги.
В тот же день Яременко вышел к прессе и сказал, что намеренно устроил эту провокацию, чтобы выразить свой протест против журналистов. Однако, к вечеру депутат решил извиниться перед семьей и президентом.
На следующий день парламентарий выступил с трибуны Верховной Рады и заявил, что действия журналистов, которые его фотографировали, попадают под уголовную статью.