В то время, как наш президент объявил курс на социализм, в далекой Боливии из-за узурпации власти президентом-социалистом разгорелись нешуточные страсти. Массовые протесты привели к человеческим жертвам, к требованию смены власти и в итоге к отставке главы государства.
Один из лидеров оппозиции Луис Фернандо Камачо сообщил в своем Twitter, что у полиции есть ордер на арест президента. Президент в свою очередь, тоже в Twitter возмутился тем, что выдали "незаконный ордер" о его задержании.
На Кубе и в Венесуэле уже назвали случившееся переворотом, а в Мексике заявили о готовности предоставить убежище отставному президенту (там, кстати, уже прячутся порядка 20 челове из боливийской верхушки). Другие страны Латинской Америки, в частности Аргентина, Бразилия, Перу призывают Боливию к миру и нормальным перевыборам. В ЕС и в ООН призывают к демократическим перевыборам. Очень показательно, что осудили происходящее и в Кремле.
Многие протестующие отставку Моралеса встретили с большим энтузиазмом. Похоже, за 14 лет бессменного правления, стиль "первого президента, представителя коренного населения Боливии" изрядно поднадоел соотечественникам.
Кто и как будет сейчас руководить страной – пока не известно. Вице-президент Альваро Гарсия Линера объявил об отставке сразу после президента. Глава Сената Адриана Сальватьерра и глава Палаты депутатов Виктор Борда ушли еще раньше. Пока временное руководство на себя взяла сенатор от партии "Демократический союз" и второй вице-президент Жанин Аньес, - сообщает боливийское издание Pagina siete.
"Я принимают этот вызов с единственной целью – созвать новые выборы" – заявила Аньес.
В понедельник на заседании Конгресса должны были прийти к какому-то решению. Но пока не пришли. Впрочем, лидеры общественных организаций на всякий случай заявили, что протестовать будут до вторника, 12 ноября.
Тем временем, местные СМИ сообщают, что отставка Эво Моралеса, которая к тому же еще не была официально оформлена, вызвала случаи мародерства, нападения на мирных жителей и к актам насилия со стороны сторонников партии Моралеса MAS. Громили офисы компаний, частные дома, поджигали автобусы и полицейский участок. Несколько телекомпаний были вынуждены прекратить трансляцию из-за угроз со стороны приверженцев MAS.
Моралес обвинил в новых беспорядках лидеров оппозиции:
"Меса (Карлос Меса – соперник Моралеса на выборах – Ред.) и Камачо войдут в историю как расисты и заговорщики. Они должны взять на себя ответственность за то, чтобы успокоить страну, гарантировать ей политическую стабильность и мирное существование нашего народа. Мир и боливийские патриоты отвергают переворот" - написал экс-прездиент у себя в Твиттере. К слову, аккаунт Эво Моралеса называется "Эво - это народ"
|
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
20 октября в стране прошли президентские выборы. По итогам, действующий президент Эво Моралес набрал 47,07% голосов, а его основной конкурент Карлос Меса – 36,51%. Такого разрыва было достаточно для победы и Моралес автоматически становился главой государства в четвертый раз. Вряд ли это кого-то могло удивить. Моралес неоднократно проявлял намерение пожизненно руководить страной. В 2016 даже провел референдум, чтобы снять ограничения на право баллотироваться на пост президента. Тогда большинство его не поддержало, но, кого волнует мнение народа? В 2017 Конституционный суд (куда, к слову, Моралес назначил своих сторонников) помог ему обойти результаты "референдума". Формулировка вердикта звучала крайне интересно: мол, лимит двух президентских сроков подряд не только ограничивает права человека, но и право боливийского народа на выбор.
Возмущения в стране начались после объявления результатов. Невооруженным взглядом было понятно, что дело нечисто. В воскресенье вечером было подсчитано 83% голосов, а в понедельник утром почему-то начали считать уже с 95%. Накануне рейтинги показывали, как сообщает местное издание Pagina siete, что за Моралеса проголосуют порядка 22% избирателей, а – тут вдвое больше. Оппозиция запротестовала. 21 октября в Боливии начались протесты, перераставшие в жестокие стычки. Погибло минимум три человека.
В ЕС и в Организации американский государств (ОАГ) призвали провести второй тур выборов. Но Моралес на уступки не пошел и со своей стороны вывел своих сторонников (в частности, шахтерские профсоюзы и коренное население). А также ввел режим чрезвычайного положения.
Страна превратилась в ад. Жгли автобусы, врывались в дома. Мэра одного из городков – члена правящей партии MAS ("За движение к социализму") – протянули по улице, облили краской, обстригли волосы – ее спасло только вмешательство полиции. Впрочем, полицейские и сами стали переходить на сторону протестующих.
Парадоксально, но сторону протестующих приняла также и армия. Хотя кого кого, а военных власть в стране всегда поддерживала.
Меж тем в ОАГ провели аудит выборов и подтвердили: был "гигантский обман".
Руководство Боливии еще пыталась трепыхаться. Признала правоту аудита ОАГ, объявила о втором туре выборов. Но было поздно. Народ не хотел никаких выборов. Народ требовал отставки.
Даже глава Вооруженных Сил Боливии Вильям Калиман, которого и вовсе критиковали за постоянные комплименты президенту, внезапно публично заявил: "Моралес должен подать в оставку. Только это спасет страну от политического кризиса".
Что и сказать, отличный подарок получил президент Боливии на свое 60-летие (26 октября). Он бежал из столицы. Подозревали, что сбежит в Аргентину, но в воскресенье, 10 ноября Моралес выступил по национальному телевидению из одной из провинций и заявил, что слагает полномочия. Подчеркнул, что уходит ради мира "и предотвращения большего насилия в отношении тех, кто поддерживает меня, моей команды, моей семьи". Но настоял на том, что в стране переворот.
"Олигархические группировки сговорились против демократии. Это был гражданский и полицейский переворот ", - заявил Моралес.
Карлос Меса поприветствовал такое решение соперника: "Я никогда не забуду этот уникальный день. Конец тирании".
ПОЛИТИКА МОРАЛЕСА
"Без коки не будет народа и все национализировать"
Выходец из бедных крестьян, неполное среднее образование, в свое время выращивал коку – все это не помешало ему стать политиком. Он стал лидером профсоюза производителей коки, в 1995 году создал партию левого толка MAS - "Движение к социализму" (начиналось как социальное движение в поддержку производителей коки).
В 2005 году он победил на президентских выборах. Неоднократные заявления против капитализма и империализма, за национализацию ключевых сфер промышленности сыскали ему много сторонников среди бедных слоев населения. Особенно подчеркивалось, что глава государства не просто выходец из народа, а первый представитель коренного населения (аймара) на посту президента. Проводимый им экономический курс был направлен на то, чтобы снизить зависимость от международных финансовых институтов.
Нефтегазовая промышленность, энергетика, телекоммуникация были национализированы. Отчасти это способстовало сокращению уровня бедности на четверть. Газ шел на экспорт, за счет этого выросли расходы на соцобеспечение. Но спрос на газ на основных рынках начал падать, мелкий бизнес закрываться, вырос внешний долг, ВВП упал, страна попала в зависимость от китайских кредитов.
Также Моралес хотел вернуть Боливии выход к океану – очень болезненный вопрос для страны, в которой "День моря" есть, военно-морские силы есть, а плавать негде. Но в 2018 году в споре за территорию с выходом к Тихому океану Боливия проиграла Чили.
Пока еще Боливия держится на плаву, но что будет дальше – неизвестно.
КСТАТИ
Многочисленные разногласия между администрацией Моралеса и США вызывало также отношение к наркотикам. Нелегальное производство коки – один из самых распространенных способов заработка у местных индейцев кечуа и аймара. США неоднократно пытались сократить уровень выращивания коки в Боливии, но, Моралес заявлял, что без этого "священного" растения не будет кечуа и аймара. А проблему наркотиков пусть решают на стороне потребления и не трогают бедных индейцев, для который это едва ли не единственный стимулятор.
Несмотря на заявление об отставке, Моралес завил "Борьба продолжается". Это, а также новые беспорядки показывают, что так просто он власть не отдаст.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Макрон: "Мы сейчас наблюдаем смерть мозга НАТО"