Легендарный пластиковый жетон киевского метро, отметивший в 2019-м году 25-летие, не уйдет в небытие с 1 ноября, как предполагалось ранее, а еще несколько месяцев будет легитимным пропуском в подземку. Полный переход на систему "электронный билет" откладывается. Об этом рассказал директор департамента информационно-коммуникационных технологий КГГА Юрий Назаров.
"Мы решили перенести запуск в промышленную эксплуатацию электронного билета. Но в любом случае киевляне уже активно им пользуются, покупают и пополняют карточки е-билет. Также параллельно будут работать жетоны и бумажные билеты. Их постепенно будут выводить из оборота. Я думаю, процесс вывода жетонов и бумажных билетов продлится еще несколько месяцев", – рассказал он.
По словам чиновника Киевсовета, систему е-билета нужно усовершенствовать, чтобы избежать сбоев и коллапсов. На данный момент подключены еще не все автоматы для работы с электронным билетом (продажа и пополнение), да и сам сервис оплаты и пропуска пассажиров с их помощью работает в экспериментальном режиме, дает сбои и нуждается в доработке.
Полностью избавиться от жетонов, а также бумажных билетов для наземного транспорта в Киеве собирались до начала ноября 2019-го. С 1 ноября устаревшие формы оплаты проезда должны были заменить билеты с QR-кодами и бесконтактные транспортные карточки.
Электронный единый билет в столице начали вводить в 2019-м году. Он представляет из себя карту, которую после покупки можно сколько угодно раз пополнять на сумму, удобную обладателю билета. Его цена 50 гривен. Он бесконтактный - для оплаты проезда пассажиру достаточно будет поднести билет к валидатору. Контролеры на транспорте, в свою очередь, получат специальные приборы для проверки данных е-билета пассажира.
История жетона киевского метро
После денежной реформы 1961 года стоимость проезда в киевском метро составляла 5 копеек и такой тариф продержался более 30-ти лет. Сначала для оплаты проезда в метро использовали талоны. Контролеры в кассе отрывали нижнюю часть талона, а другую отдавали пассажирам. Система требовала изменений, ибо в час-пик появлялись очереди. Первые автоматические контрольные пункты, которые принимали монеты по 5 копеек были введены в эксплуатацию на станции Университет 12 сентября 1961 года. Талонами тоже пользовались.
В апреле 1991 года стоимость проезда выросла в три раза и часть турникетов была переделана на прием 15-ти копеечной монеты, а часть - 3 монеты по 5 копеек.
В 1992 году Украина ввела в оборот собственную валюту, началась гиперинфляция, из-за которой цены на проезд часто менялись. Турникеты перестали принимать моменты за оплату проезда и проход через них временно закрыли.
Для одноразовых поездок использовали бумажные билеты. Первые из них, стояли 50 копеек, а последние - 10 000 карбованцев. А 1 октября 1992 года в оборот ввели металлические жетоны.
Часто со сменой тарифа приходилось менять и жетоны. Так, 5 июня 1993 года появились те же металлические жетоны меньшего размера, а 20 апреля 1994 года их заменили на пластмассовые голубого цвета. Последние стояли дешевле.
19 марта 2000 года цена на проезд снова увеличилась и в оборот вошли зеленые жетончики. 4 ноября 2008 стоимость проезда поднялась еще на 2 гривны, а зеленые жетоны снова стали голубыми. 7 февраля 2015 года проезд в метро стоял уже 4 гривны за одну поездку, зеленые жетоны вернулись в оборот.
В ТЕМУ
В киевском метро запретят петь, раздеваться и пахнуть
В столице разработали новые правила пользования метрополитеном. Пока это лишь проект постановления Киевсовета, но именно этот вариант будет предложено утвердить депутатам.