С тех пор, как в водах Азовского моря россияне задержали украинский буксир "Яны Капу" и катера "Бердянск" и "Никополь", прошло почти восемь месяцев. Все это время 24 украинских моряка находятся в плену в России. И пока каких-то конкретных вариантов их освобождения нет.
Андрей Эйдер - самый молодой среди моряков. Он был матросом малобронированного артиллерийского катера "Бердянск". При задержании их судно попало под обстрел, Эйдер получил серьезные осколочные ранения коленного сустава и бедра. Осколки в его ноге остаются по сегодняшний день, он нуждается в операции.
|
"КП в Украине" связались с отцом Андрея Дмитрием Эйдером. Он рассказал нам, в каком состоянии сейчас пребывает его сын.
- Сейчас его состояние стабильное, но чувствует он себя неважно. У него хрустит колено и очень сильно тянет бедро. Андрей был наводчиком, его рабочее место располагалось за дырой, которую можно увидеть на фотографиях после обстрела катера. Российская ракета попала прямо в тумбу с оборудованием, и это спасло жизнь моему сыну, ведь если б не она, ракета пошла бы насквозь и все, кто были на её пути, просто погибли бы. Но осколки от этой тумбы прилетели ему в ногу.
- Что с осколками в колене?
- Осколки из колена он не дает извлечь, не хочет, чтоб российские врачи туда лезли, боится заражения крови. Он уже может ходить, даже немного бегает. Но нога временами очень болит и это его беспокоит.
- Как держите связь с сыном?
- Мы с ним связывались только при помощи консулов и адвокатов. Других способов связи нет.
- Ваш сын звонил своей девушке, расскажите об этом?
- Он совершил лишь один телефонный звонок. Я настаивал, чтобы он позвонил Марине, своей девушке. У них был разговор, но они больше молчали и не знали, что говорить друг другу. Этот звонок был еще и неожиданный. Потому вот так.
- Как думаете, возможен ли все-таки обмен наших моряков, включая вашего сына, на условного Кирилла Вышинского, о чем так громко заявляют в ГПУ?
- Когда все это произошло, я понятия не имел, как все работает и как себя ведет РФ. Я знал, как все работает на фронте, там берут одних пленных и обменивают на таких же пленных. А тут немного другая ситуация. Тут наши ребята стали серьезной разменной монетой. Учитывая, что за эти 8 месяцев Украина предлагала России поменять не одного человека, а десятки. Когда мы выиграли трибунал, Россия отказывалась от обмена. Мне кажется, что они и в этот раз откажутся, им безразлична судьба своих подданных.
- А какие варианты освобождения наших ребят?
- Мне кажется, что обмен не произойдет. Это большая политическая игра, у нас в придачу к этому еще и выборы. Лично я вижу три варианта развития событий. Первый: их осудят и депортируют в Украину отбывать срок. Второй: при выборах кто-то получит моряков и это будет козырь, мол ты такой молодец, договорился, люди в тебя поверят. Третий: мы добьемся этого освобождения через международные суды.
- Выходит, второй метод самый быстрый?
- Выходит, что да, но продать страну я не готов. Мне звонили и предлагали: давайте вашего сына за месяц-два вытащим как уголовника и все. Мой сын военнопленный, он не совершал преступлений против России, о каком уголовном деле идет речь? Он не уголовник. Он даже не стрелял в ответ. Если какой-то политик, приближенный к России, привезет пацанов, то все скажу ему "во, да, отлично, молодец!". Но я же буду знать, какие последствия это за собой повлечет.
И ребята на такое тоже не готовы. Им там непросто. У кого-то умер отец, кого-то надо оперировать, а кто-то женился. И они в этой ситуации не больше, чем разменная монета.
- Что говорят дипломаты?
- Больше всего говорит наш адвокат. По её прогнозам, как человека, который видит процесс изнутри, пацанов скорее всего отправят в Украину осенью, ближе к зиме. Это как вариант окончания уголовного следствия и дальнейшего суда. А вот в эти чудеса по поводу добрых дядей с чудо-обменами я не верю.
Подробности конфликта в Азовском море читайте здесь