Владимир Путин подтвердил, что обсуждал вопрос украинских моряков с Дональдом Трампом. Вопрос президент России затонул во время своей итоговой пресс-конференции на саммите G20 в Осаке.
- Эта тема поднималась, на обеде или в ходе нашей встречи, но, во всяком случае, президент США сделал эту тему приоритетной в ходе нашего общения на "двадцатке", - цитирует его РИА Новости.
Путин заявил, что "мы объяснили (Трампу), что там происходит".
- Мы в общем говорили на эту тему, решения пока нет. У нас идет судебное разбирательство, нужно дождаться, будем потом это решать. Главное, чтобы это не было в рамках предвыборной кампании на Украине, чтобы такие процессы там не были связаны с внутриполитической украинской тематикой, - сказал российский лидер.
Путин добавил, что вопрос с возвращением украинских моряков на родину нужно решить "спокойно, в рабочем режиме". Президент РФ считает, что моряки "исполняли просто приказ".
- Они исполняли просто приказ, мы отдаем себе в этом отчет, но они нарушили российский закон. Поэтому нужно спокойно в рабочем режиме с этим разобраться.
К президенту Украины Владимиру Зеленскогому, который накануне попросил вернуть моряков, во время свой пресс-конференции Владимир Путин не обращался. Однако, упомянул имя нового главы Генерального штаба Руслана Хомчака. По мнению президента России, тот подтвердил, что это была организованная Петром Порошенко провокация в ходе предвыборной кампании.
- Ну просто ни в какие ворота не лезет, безобразие. Давайте мы из этого будем исходить. Если так, то фактически украинская сторона признала, что это была провокация с их стороны, - заявил Путин.
Российский лидер также не связывает возвращение делегации РФ в ПАСЕ с якобы обещанием вернуть моряков. "Причем здесь ПАСЕ и украинские моряки?" - отреагировал он на вопрос журналистов.
В ходе конференции затронули и тему Донбасса. Путин назвал "нормандский формат" одним из немногих действующих инструментов.
- Да, будем работать (в "нормандском формате"), вопрос только когда. Сроки надо согласовать и в какой последовательности как-то мы будем сначала проводить консультации вдвоем-втроем, потом соберёмся вчетвером. В принципе, да, а вот по конкретике должны договориться наши помощники и министерства иностранных дел. В целом я согласен с канцлером, что мы должны использовать все инструменты, а там их не так уж много, один из действующих - "нормандский формат".
На встрече Владимира Путина и президента Франции Эммануюэля Макрона на саммите 28 июня обсуждался вариант проведения "нормандских" переговоров в июле.
24 украинских моряков со стрельбой задержали в Керченском проливе 25 ноября. Россия обвинила их в нарушении границы.
Что на самом деле говорил Хомчак про моряков
24 мая в интервью УНИАН, ТСН и ТСН Неделя
- Я не могу оценивать Керченскую операцию, я тогда не был [в должности начальника Генштаба]. Конечно, не надо было подвергать моряков на угрозу. Очень плохо, что они в плену, но хорошо, что они живы, учитывая, что по ним открыли огонь и они могли погибнуть. Я уверен, что из плена их освободят. Я сегодня еще не общался с командующим ВМС, потому что он полетел с министром на стрельбы. Он вернется, и когда я буду его заслушивать, я ему задам этот вопрос - чем он руководствовался, или он прогнозировал это все, мне тоже интересно это все услышать. У нас не так много морских судов для того, чтобы мы могли их так раздавать.
13 июня – в интервью "Радио Свобода"
- Игорь Воронченко (командующий Военно-морских сил) мне доложил, что это был не первый проход наших военных кораблей через Керченский пролив и он отдавал команды возвращаться, когда их не пускали. Провокации были с российской стороны. Они даже кадры показывали. Они просто не собирались выполнять нормы морского права. Нормы гуманитарного права. У военных есть свои законы. Так, как повела себя Российская Федерация у Керченского пролива - это... Была классификация нашего руководства, это открытая военная агрессия. Я с этим согласен.
- Не было решения воевать с кем-то. Было решение пройти через Керченский пролив и дойти до определенного места базирования. Чтобы действия оценить моряков там, надо прежде всего моряков оттуда достать и с ними общаться, что побудило их, действия...
- Если идти туда, то это решение приняли руководители, которые в то время были. Идти, чтобы усилить группировку в Азовском море. Они проходили открыто, они заявили, что они идут. То есть так, как должно быть. У нас корабли каждый день проходят через Керченский пролив. Как украинские, так и все остальные.
О провокации Петра Порошенко говорил, разве что, Игорь Коломойский в интервью "Гордону" еще в конце 2018 года.
- Я хорошо понимаю Порошенко и логику его действий. А история с военным положением? Всем же ясно, что к чему… Допустим, надо прочертить черту, такую Китайскую стену, между двумя странами… Но если сравнить, как ведет себя Россия, – вы же ничего нового не увидели?.. То есть она ведет себя как всегда – и тем, как повел себя Порошенко, напрашивается вывод… И на хрена он туда послал наши корабли? Мы можем сейчас говорить: это наш пролив, это наше море… Но мы же знали, что там, кроме нас, еще кто-то есть. Зачем наших парней подставили? Зачем раздули скандал? Если бы после этого не пытались ввести военное положение, я бы сказал, что это глупость. А так считаю, что была глупая провокация с целью введения военного положения.