Первым подозреваемым в крушении “Боинга 777” Малазийских авиалиний рейса МН17 выдвинут подозрения после обнародования их имен Совместной следственной группой (ССГ). Об этом в интервью агентству Интерфакс сообщила заместитель министра иностранных дел Украины Елена Зеркаль.
Замминистра иностранных дел рассказала, что причастных к крушению “Боинга” в 2014 году над Донбассом больше, чем четыре человека. Но следственная группа начнет с “верхушки”.
- Имена будут объявлены. Будут предъявлены подозрения. После этого должен заработать сам уголовный суд Схипхола (Схипхол, Нидерланды), который будет рассматривать это дело. Но пока суд не установит вину таких-то, нельзя сказать, что они являются виновными… Это только верхушка. Естественно, потом количество людей, которые причастны к этому, будет гораздо большим, чем эти четыре человека, которые будут объявлены, - рассказала Зеркаль.
Она также объяснила, что передача зенитно-ракетного комплекса "Бук", из которого был сбит самолет, не могла состояться без разрешения руководства российской армии. Зеркаль добавила, что несмотря на наличие информации “о том, как заезжал “Бук”, данные о стрелявших из него по самолету пока отсутствуют.
После обнародования отчета ССГ 19 июня, где будут указаны имена четверых подозреваемых в авиакатастрофе, ожидается презентация международной группы исследователей Bellingkat.
- Будет еще интересная презентация Bellingcat. Они всегда идут дальше, чем официальная группа расследования, - добавила Зеркаль.
Елена Зеркаль рассказала, что представители Нидерландов и Австралии совместно продвигаются к привлечению России как государства к ответственности за сбитие пассажирского Боинга.
- Пока это международно-правовая ответственность. Это все сложные процессы, и они к ним относятся очень осторожно, взвешенно и, в отличие от нас, понимают, что в международном праве с международно-правовой ответственностью спешить нельзя, - резюмировала Зеркаль.
Ранее в Bellingcat заявляли о предположительном участии российского генерал-майора Сергея “Хмурого” Дубинского в курировании сбития Боинга с помощью установки “Бук”. В марте 2017 они провели дополнительное расследование, в ходе которых назвали Дубинского ключевым доставщиком "Бука" к месту выстрела.
ИСТОРИЯ ТРАГЕДИИ
Рейс малазийских авиалиний МН17 Амстердам-Куала-Лампур был сбит над территорией Донецкой области 17 июля 2014 года. Самолет упал вблизи города Торез за 40 километров от российской границы. В результате авиакатастрофы погибли 298 человек - 283 пассажира и 15 членов экипажа. Среди находившихся на борту Боинга были граждане 10 стран, большинство - нидерландцы.
В 2014 году через месяц после трагедии была создана Международная следственная группа (Joint Investigation Team, JIT) во главе с Нидерландами. Ее представители пришли к выводу, что зенитно-ракетный комплекс “Бук”, из которого сбили самолет, принадлежал 53-й бригаде Вооруженных сил России. Поэтому в мае 2018 года представители Нидерландов возложили ответственность за трагедию в небе над Донбассом на Россию, которая отрицает свою причастность к сбитию Боинга в июле 2014-го.
В Минобороны России заявляли об “обработке” украинскими спецслужбами фотографии, на которых показан путь следования “Бука”. Однако, доказательств этому российская сторона не предоставила.
Международная группа исследователей Bellingcat, работающая с открытыми данными, тогда предоставила свой отчет. В нем сказано, что российская военная колонна выехала 23 июня 2014 года из поселка Маршала Жукова под Курском и прибыла в Миллерово у границы с Украиной 25 июня. В ней ехали тягачи 2-го автомобильного батальона 69-й отдельной бригады материально-технического обеспечения (воинская часть 11385) и 147-го автомобильного батальона материального обеспечения. Они везли танки, "Буки" и прочую технику. Номер грузовика, который вез "подозреваемый "Бук", "4267 AH 50", номер его трала - "XP 4679 50".