После пресс-конференции Петра Порошенко журналисты, задавшие президенту не очень удобные вопросы, подверглись в "Фейсбук" атаке. И не вдумчивых критиков, а скорее злых болтунов. А ведь представители СМИ, которых ругали, известны своей лояльностью к власти. Будто кто-то хотел их одернуть: не вольничайте!
Мы так привыкли к битвам в соцсетях, что считаем их частью нашей жизни. Стычки бывают такие заразительные, что руки сами тянутся настучать комментарий, хотя еще пять минут назад эта тема нам была совсем неинтересна.
Так работают технологии с условным названием ботофермы.
Чем больше внимания, тем выше популярность
Приставка "бот" произошла от слова "робот", то есть, запрограммированный. Под фермой подразумевается площадка, с которой размножается реклама коммерческого или политического продукта. С первым все просто: специально нанятые люди пишут хвалебные отзывы и немножко легкой критики – для правдоподобности.
Продукт политический более сложен, здесь приходится играть не только на потребительских инстинктах, но и на эмоциях. Пост, лайк, репост - из этой области.
- Через соцсети проходит большая часть политики не только в Украине, но и во всем мире. Однако на западе государственные персоны предпочитают лаконичный "Твиттер", у нас самым популярным является "Фейсбук", дающий свободу многословию. Принято считать, что "Фейсбук" отражает настроения в обществе, - говорит политолог Алексей Якубин. – Следовательно, чем больше внимания в нем уделяется политику, тем выше становится его популярность и теснее связь с народом.
Честным путем много денег не заработаешь, и лайков тоже. Негативные комментарии нужно перешибать позитивом.
- В позитиве ценится не столько качество, сколько количество, - отмечает Алексей Якубин. – Качество обеспечивают несколько медийных лиц, а под количеством подразумевается активность простого пользователя. Если под постом политика будут мелькать "Слава Украине!", "Мы с вами", "Будем бороться и победим!", значит, он держит правильный курс.
И само собой, если простой народ одернет зарвавшегося журналиста или отыщет в конкуренте "руку Кремля", политик будет не при чем.
Чиновники любят девочек
Позитивные и негативные лайки, комментарии, репосты генерируются на ботофермах, которыми управляют пресс-службы или политтехнологи. Фермы бывают трех видов.
- Первый – это пул экспертов и полуэкспертов. Высший уровень составляют узнаваемые политологи, публицисты, социологи, которые поддерживают политика в медиа, цитируют на ток-шоу, пишут посты в соцсетях, - говорит стратегический директор агентства кризисных коммуникаций "НЕТ" Дмитрий Раимов. – Тут доход может составлять несколько тысяч долларов в месяц. Второй и третий эшелоны – это региональные эксперты или неизвестные, но уважаемые люди. Тут заработки пониже. Например, кандидат наук, включенный в тему, получает по 100 долларов за выступление.
Второй вид – "биологические роботы". Студенты, молодые люди до 25 лет. Они создают фейковые страницы в соцсетях и поддерживают их, привлекая друзей, размещая фотографии, делая публикации. То есть, создают видимость жизни. С таких страниц исходят ценные лайки и содержательные комментарии.
- Один человек может модерировать до трех десятков аккаунтов, - говорит Дмитрий Раимов. – При хорошей активности средний заработок составляет 500 долларов в месяц.
Эксперт отмечает, что чиновники любят, заводить "женскую ботоферму" - добавлять в подписчики красивых девушек. Дескать, я не только державный муж, но и мужчина. От красавиц особых стараний не требуют. На фейк-странице достаточно фоток, сердечек, котят. За простенький комментарий или репост девушки могут рассчитывать на 10 долларов.
Хороший тролль – дорогой тролль
Третий вид. Самая простая и дешевая ботоферма – это интернет-программы, которые формируют фейковые аккаунты и гонят через них тему. Купить можно хоть китайскую, хоть арабскую, и задать язык. "Мы с вами!", "Правильный курс", "Героям слава" - это отсюда. Стоит удовольствие порядка 300 гривен и даже меньше, в зависимости от точечных задач.
Однако, как отмечает сотрудник военного института Киевского нацуниверситета Александр Курбан, автоматизированные боты недолговечны.
- Программное обеспечение социальных сетей распознает автоматизирующих ботов и блокирует созданные ими аккаунты, - отмечает Александр Курбан.
Автоботы также неэффективно применять против оппонента. Напишут: "Ты козел" и что? Для "убойных" целей эффективны бото-тролли - живые люди с хорошей эрудицией и изрядной порцией желчи, которые тоже выступают под липовыми аккаунтами. Хороший тролль может зарабатывать 300-400 долларов.
- Группа из пяти человек способна отрабатывать конфликтный проект по всей Украине, - говорит Александр Курбан. – Тролль ищет в сети свой пост и начинает массово распространять мнение подобно компьютерному вирусу. Он насмехается, оскорбляет, провоцирует, и при этом выдает себя за лидера мнений.
14 информационных войн
По оценке экспертов, боты сейчас генерируют порядка 60% интернет-трафика. Практически все острые темы и скандалы запускаются и контролируются организаторами ферм. В комплексном варианте используются все три вида ботоферм. Ориентировочная схема такова:
1. В эфир выходят эксперты, которые обеспечивают аналитический контент и привлекают внимание СМИ.
2. Живые боты активируют тему в соцсети – репостят, комментируют, втягивая незаангажированных пользователей.
3. Подключаются интернет-боты, создавая видимость популярности темы.
- За все время, сколько я работаю в этой сфере, - не скрывает Дмитрий Раимов, - я убедился, что ничего не возникает само по себе. Только одно мое агентство принимает участие в 14 информационных войнах. Мы занимаемся информационной защитой.
Вот один маленький прием: конкурент "заказал" чиновника. Атака идет на первом уровне – политолога средней руки. На арену выводится малоизвестный или спешно подготовленный политолог. Он оппонирует первому политологу и провоцирует тему, которая его задевает. Скандальная тема отступает, дискуссия переводится в другую плоскость.