Секс-скандала с чиновником Национальной полиции Александром Варченко и студенткой Натальей Бурейко, и последующее раскрытие в нем роли политтехнолога Владимира Петрова и блогера Александра Барабошко вновь поднял тему "черного" пиара в украинской политике. О том какие яркие провокационные кампании приписывают Владимиру Петрову и его соратникам читайте ниже. Мы же, в первую очередь, вместе с экспертами выяснили, что представляет из себя само явление – "черный пиар".
1. Что такое "черный" пиар?
Официальное толкование термина "черный" пиар – деятельность, направленная на ухудшение имиджа человека или компании. И при достижении поставленной цели используются не всегда законные и моральные методы деятельности.
2. Кто пользуется такими услугами?
- Чаще всего "черный" пиар используется в политической борьбе, во время предвыборных кампаний. И как бы это дивно не звучало, наличие "черного" пиара – проявление демократического общества. Такие методы политической борьбы используются не только в Украине, но и широко распространены в США, - говорит глава Комитета избирателей Украины Алексей Кошель. – За океаном в штабы кандидатов и крыс подбрасывают, и историю болезни кандидатов предают гласности.
3. Как найти нужного специалиста?
По словам политолога Алексея Якубина, все имена политтехнологов известны.
- Ложно будет говорить, что для "черного" пиара нанимаются специальные люди. Обычно, в "кейсе" политтехнолога, с которым работает политик или партия, есть и "серые" методы ведения предвыборной кампании, - рассказывает Якубин.
4. Сколько стоит провокация?
Тарифная сетка в "черном" пиаре достаточно большая. К примеру, во время президентской предвыборной кампании дороже всего будет стоить работа "технического" кандидата. Роль такого человека – выливать всю грязь на основных оппонентов заказчика.
- Речь идет о миллионах долларов. Только регистрация такого кандидата потянет 2,5 миллиона гривен. А затем еще нужны деньги на агитацию. И чем ярче планируется информационная кампания такого кандидата, тем дороже она будет стоить, - говорит Якубин.
В разы дешевле обойдутся разовые провокационные выходки. К примеру, акция а-ля с морковкой против Арсения Яценюка потянет 1-2 тысячи долларов, размещение баннеров а-ля "бабуся Тимошенко" - от 2 тысяч долларов за креатив слогана и картинки и несколько десятков тысяч долларов за непосредственное размещение на ситилайтах и биг-бордах.
"На цену разовых акций влияет размер персонального гонорара исполнителя и стоимость декораций, провианта", - уточняет Якубин.
5. Можно ли угодить в тюрьму за такое?
Прецедентов еще не было. При реализации "черных" информационных политтехнологий часто нарушается закон. Самые распространенные - нарушение неприкосновенности частной жизни и жилища.
"Но в суде доказать такие нарушения достаточно сложно. Проще "взять" человека за финансовые нарушения. Ведь если копнуть, то увидим, что 2/3 предвыборной кассы находится в тени", - отмечает Алексей Кошель.
Медиакиллер или талантливый юморист
В политических и журналистских кругах Владимира Петрова называют "медиакиллером", кто – то "чернушником", а кто-то - талантливым политтехнологом с отличным чувством юмора. "КП в Украине" вспомнила топ-5 пиар-кампаний, организацию которых, приписывают Владимиру Петрову.
Против Арсения Яценюка.
Чаще всего черные пиарщики обыгрывали его прозвище "Сеня- кролик". В марте 2013 года "журналист" Алексей Дурнев подошел к Арсению Яценюку и подарил ему морковку, в ответ услышал: "Я тебе засуну эту морковку…".
В мае 2013-го на одном из оппозиционных митингов выехал "морковный брдм", которым управляли ребята, переодетые в костюмы кроликов.
В декабре 2015-го вся страна была обвешена биг-бордами с надписью "Беги, кролик, беги" (в то время остро стоял вопрос об отставке премьер-министра Арсения Яценюка, авт.).
Против Бориса Филатова
"Мало кто уже помнит, что в разгар "мусорной" войны в Днепре по всему Киеву стали появляться борды, где ваш покорный слуга в издевательской форме поздравлял разных государственных мужей с различными глупыми праздниками. Ровно на следующий день я точно знал, что это так развлекается политтехнолог Вова Петров", - написал на своей страничке в "Фейсбук" мэр Днепра Борис Филатов.
Против Олега Ляшко
"Несколько лет назад Радикальная партия Олега Ляшко поехала на скандальные выборы в Чернигов. И вот на пресс-конференцию явились актеры Владимира Петрова и сунули под нос радикалам микрофон с вопросом. Обычный вопрос, обычный микрофон, но вместо привычного набалдашника - резиновый х... из секс-шопа. У радикалов случилась истерика. И это было дико смешно. Аморально? Да. Справедливо? Кто знает. Но смешно нереально", - рассказала на своей страничке в "Фейсбук" замглавред "Страна" Светлана Крюкова.
Против Алексея Гончаренко
Авторству якобы Владимира Петрова принадлежит образ "Правдомена". В 2012 году "супер-герой" устраивал скандальные провокации и делал громкие заявления в отношении одного из кандидата на выборах – сына одесского мэра Алексея Гончаренко.
Педофилгейт
В 2009 году в СМИ раскрутили секс-скандал, главными героями которого стали трое народных депутатов, обвиняемых в растлении малолетних в детском лагере "Артек". Дело долго расследовалось, но по итогам следствия "сдулось". Но оно активно использовалось в предвыборной кампании против одного из кандидатов на пост президента.
СКАЗАНО
"Я не скрываю, что я продажный – я за деньги ищу компромат. Когда я сообщаю о чем-то, сразу появляются люди, у которых есть информация. У нас вся страна – это сливщики информации, достать ее вообще легко", - сказал Владимир Петров в декабре 2010 года в интервью "Медианяне".
Напомним вердикт Печерского суда - Барабашко в качестве меры пресечения арестовали на 2 месяца с альтернативой внесения залога в 3 млн гривен, а для Петрова избрали меру пресечения в виде круглосуточного домашнего ареста.