В пятницу произошло сразу два события: правительство собралось на экстренное заседание, на котором повысило цены на газ для населения, а спустя несколько часов в МВФ объявили о возобновлении сотрудничества с Украиной. Так что с 1 ноября заживем по-новому, зато дефолт и падение гривны в 2019 году отменяются!
Сколько придется заплатить за такую стабильность простому украинцу и сможет ли следующий президент снизить тарифы на газ? Обо всем этом "КП" в Украине" поинтересовалась у экономистов и экспертов по энергетике.
Тарифы в обмен на новые кредиты
Последние полгода украинское правительство напоминало Остапа Бендера, который обхаживал монтера Мечникова в надежде заполучить стулья с кладом мадам Петуховой. Только вместо бриллиантов были новые кредиты. Кабмин пытался возобновить сотрудничество с МВФ, не поднимая цену на газ. Но представители фонда, видимо, читали произведение Ильфа и Петрова, поэтому были так же неумолимы, как тот монтер:
- Утром - тарифы, вечером - кредит, вечером - тарифы, утром – кредит.
И как только члены правительства со скорбными лицами все-таки единогласно проголосовали за повышение цены на газ для населения, так сразу же и фонд объявил, что запустит новую программу stand by с Украиной на 3,9 млрд долларов сроком на 14 месяцев.
Премьер назвал это решение чуть ли не победой в переговорах с МВФ, ведь, по его словам, от Украины требовали повышения тарифов на 60%. И решение снизить требование до 23,5% было сделано "ценой невероятных усилий".
- Мы начинали переговоры с того, чтобы повысить цену от действующей на 60%, но вследствие наших переговоров и компромисса нашли другой подход, и цены с 1 ноября на газ вырастут всего на 23,5%, а не на 60%. Я думаю, что сторонников такого решения тут нет, но это абсолютно вынужденный шаг, - сказал Гройсман.
Несмотря на столь громкие заявления, эксперты говорят, что правительство больше имитировало борьбу с фондом и тянуло время до начала отопительного сезона, а когда стало понятно, что тянуть уже некуда, приняло непопулярное решение.
- Это звучит странно, потому что примерно эту же цифру повышения – на 25% - называли еще летом, - говорит аналитик Алексей Кущ. - Все было определено еще несколько месяцев назад, просто ждали начала отопительного сезона. Правительство имитировало борьбу с МВФ в лучшем стиле "борьбы нанайских мальчиков".
Согласен с коллегой и финансовый аналитик Виталий Шапран. По его словам, из всех государственных органов власти только НБУ выполнил все требования Фонда. Другие же ведомства только и делали, что тормозили процесс, а когда решение было принято, объявили себя победителями.
Итак, газ подорожает с 1 ноября. Но нужно понимать, что сразу деньги Украине не дадут. Наученный горьким опытом политических "кидков" со стороны наших чиновников, фонд выделит кредит или его часть только после того, как депутаты примут бюджет с оговоренным ранее дефицитом.
- Сейчас Украина должна принять "правильный" бюджет с "правильным" дефицитом, - поясняет директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. - Это основное условие для того, чтобы совет директоров МВФ принял позитивное решение. До тех пор, пока нет бюджета, решение по Украине принято не будет. А, значит, и денег тоже не будет. Зная и понимая, как работает "родной" местный парламент, можно предположить, что достичь компромисса по бюджету будет ой как не просто, но все же возможно.
Дефолта не будет
Начнем анализ последствий повышения цены на газ с хорошей новости. Дефолт, которым пугали Украину многие экономисты, отменяется.
С кредитной поддержкой МВФ на уровне 4 млрд долларов Украине удастся пройти непростой 2019 год без макроэкономических потрясений. Ведь приблизительно такую сумму нашей стране нужно будет отдать в следующем году.
По сути, у правительства был и другой вариант – отказаться от сотрудничества с МВФ, который предоставляет кредиты под 1,5%, и выходить на внешние рынки заимствований, где ставки для Украины сегодня составляют более 9-10%. Эксперты говорят, что это очень дорого.
- После сегодняшнего решения стоимость заимствования для Украины немного снизилась, но все равно выше 9% годовых, - говорит Олег Устенко. - Это очень дорого! Себе кредит под такой процент брать нельзя! Стране тем более!
Поэтому кредит от МВФ для того, чтобы перекрыть старые долги, выглядит вполне логичным. По подсчетам экономиста Даниила Монина, это решение экономит около 6 млрд гривен в год только на процентах по выплатам, да еще и принесет дополнительную прибыль в виде увеличившихся доходов Нафтогаза, которые пообещали перенаправить в бюджет. Но придется больше потратить на субсидии населению. В итоге, говорит Монин, доходы бюджета все-таки вырастут больше, чем расходы.
После выделения денег Украине вероятность того, что в следующем году удастся избежать резких курсовых колебаний, только увеличивается. Хотя в начале года курс доллара может перевалить за психологическую отметку в 30 грн, но уже ближе к весне гривна начнет укрепляться. Для большинства граждан это не новость, наша страна живет с такими колебаниями уже четвертый год.
Тепло и горячая вода подорожают
Теперь перейдем к плохим новостям. За газ, горячую воду и отопление украинцам придется платить больше. Первыми пострадают жители частного сектора, которые обогревают дома газовыми котлами. Вместо нынешних 6,96 грн за куб. метр топлива с 1 ноября им придется платить 8,55 грн.
До многоэтажек повышение тарифов дойдет немного позже. Скорее всего, в Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), не успеют принять решение о повышении до 1 ноября. По словам члена комиссии, Александра Формагея, для определения нового тарифа на отопление и горячую воду нужно проанализировать структуру затрат каждой теплоснабжающей компании. Ранее глава НКРЭКУ Оксана Кривенко заявляла, что новые расценки за отопление установят с 1 декабря 2018 года. Соответственно, счета по новым тарифам будут выставлены только в январе 2019 года.
Ориентировочно посчитать цену горячей воды и отопления при повышении стоимости топлива несложно. Как говорят эксперты, в себестоимости теплогенерации около 80% занимает газ. Поэтому при росте цены топлива на 23% тепло подорожает ориентировочно на 19%. То есть, если за свою квартиру за отопление вы платили 1000 грн, то заплатите 1190 грн. в месяц при условии, что погода будет такой же, как и в прошлом году.
Претендентов на субсидии проверят со всей строгостью
В такой ситуации понятно, что государству понадобится больше денег на субсидии. И чтобы сократить число претендентов, не исключено, что будут устанавливать новые правила для получения государственной помощи и тщательнее проверять декларации людей.
Например, в Министерстве социальной политики инициировали запрет на предоставление жилищных субсидий тем домохозяйствам, члены которых имеют задолженность по алиментам.
- На сегодняшний день мы инициировали перед Кабинетом Министров уточнение отдельных моментов, - заявил генеральный директор директората семьи и социальной поддержки Минсоцполитики Виталий Музыченко. - Если мы приняли процедуры борьбы с неплательщиками алиментов, то в программе жилищных субсидий это тоже должно быть отображено. Если отец уклоняется от уплаты алиментов, он является должником, и к нему есть претензии со стороны исполнительной службы, то в таком случае субсидия уже не будет назначена.
Кроме того, органы соцзащиты уже более тщательно подходят к проверкам структуры доходов и расходов субсидиантов. Отказ в оформлении субсидии может последовать при получении денежного перевода, превышающего 50 тыс. грн. Для проверки чиновники отправляют запросы в банки на предмет того, были ли у клиента с данным идентификационным кодом операции на сумму свыше лимита.
Ну а чтобы граждане не расслаблялись, в правительстве и вовсе запустили горячую телефонную линию, на которую можно позвонить и сообщить, что сосед или родственник незаконно получает субсидию или любую другую социальную помощь. В минсоцполитики говорят, что это поможет усовершенствовать механизм контроля за социальными выплатами.
Что будет с тарифами дальше?
Самая большая загадка – какие договоренности есть у правительства Гройсмана с МВФ относительно дальнейшего повышения тарифов? Обратите внимание, фонд не выдает нам всю сумму сразу, а лишь обещает давать деньги по мере надобности.
По сути, кредитная программа подразумевает, что фонд резервирует к установленному сроку оговоренную сумму, а Украина сможет автоматически получать иностранную валюту в течение срока действия соглашения при соблюдении условий договора. И вот именно в условиях и может заключаться подвох.
В прессу неоднократно просачивалась информация о том, что на 2019 год предусмотрено еще два повышения тарифов — с 1 апреля еще на 18% и с 1 октября — до так называемых "экономически обоснованных", которые будут зависеть от стоимости импортного газа.
Правда, эксперты говорят, что об экономически обоснованных тарифах в условиях, когда нет рынка газа, говорить не приходится.
- В МВФ хорошо понимают, что никаких рыночных цен на газ в Украине быть не может, потому что нет как такового рынка газа, - поясняет Виталий Шапран. - Проект закона, согласно которому появится возможность организации биржевых торгов по газу, только готовится.
Поэтому ждет ли нас повышение тарифов на 60%, которым пугал премьер-министр, пока сказать сложно.
На вопросе тарифов, скорее всего, начнут пиариться все кандидаты в президенты. Кто-то пообещает отменить повышение на 23%, кто-то заявит, что знает способ снизить цену газа в 2-3 раза, а кто-то, может, и вовсе пообещает доплачивать гражданам за потребление газа. Это, конечно, шутка, но мы обратились к экспертам с вопросом, сможет ли кто-то из кандидатов в случае прихода к власти в следующем году снизить тарифы? Ответ неутешителен.
- Решение Кабмина о повышении тарифов на газ для населения автоматически обуславливает успешность реализации новой программ с МВФ, а значит, и подвешивает нового президента в таком положении, когда он не сможет обойтись без этих денег, - поясняет энергетический эксперт Дмитрий Марунич. - В условиях нынешней "стабильности" выполнение данной программы - практически безальтернативный инструмент, позволяющий обслуживать госдолг, а значит, обеспечивать хотя бы относительную курсовую стабильность и не допустить сваливания в дефолт. Напомню, в 2019 году по внешним долгам нужно заплатить $4,1 млрд., что без денег МВФ невозможно. Поэтому все заявления любых кандидатов в президенты о снижении тарифов на газ для населения - блеф и пустопорожняя болтовня. Без радикальной смены курса это невозможно. А его как раз лидирующая тройка не предлагает, как и догоняющие артисты разговорно-развлекательного жанра.