Сегодня самый важный вопрос для водителей - сколько лет осталось жить традиционным бензиновым и дизельным моторам? Все без исключения крупные игроки авторынка декларируют переход на электромобили в ближайшие 5-10 лет. Однако, несмотря на это, нефть в мире дорожает, а акции компании "Тесла", наоборот, дешевеют. Не значит ли это, что пересаживаться на электроавто пока рановато?
Электричество в массы
Еще несколько лет назад электромобили были уделом чудаков с большими деньгами. Ведь из-за дороговизны батарей цены на такие авто превышали аналоги с традиционными двигателями внутреннего сгорания в разы.
Но удешевление технологий производства аккумуляторов, дотации и налоговые льготы от государств, которые думают об экологии, привели к тому, что цены на такие автомобили стали снижаться. И сегодня уже никого не удивишь электрической "Теслой" или уже привычным для нас Nissan Leaf.
Впрочем, пока украинцы в основном покупают б/у машины с европейских или американских рынков, в мире их продажи растут существенными темпами. Так, только за прошлый кризисный год продажи электроавто глобально выросли на 38%.
Лидером по объемам покупок электромобилей на сегодня является Китай (1,25 млн проданных электроавто). По итогам прошлого года, второе место заняла Германия (395 тыс.), обогнав США (322 тыс. шт.).
Причем европейцы только в прошлом году распробовали их преимущества: Германия показала рост продаж на 200%, в то время как в Китае продажи увеличились всего на 8%.
Но в ближайшие годы Поднебесная, похоже останется лидером этого рынка. По прогнозам аналитического агентства Canalys, продажи электромобилей в Китае в 2021 году вырастут на 50%.
В Украине же продажи электрических и гибридных авто хоть и растут, но не такими темпами, как в мире. Все-таки дешевые "евробляхи" нашим людям пока больше по карману, чем дорогие электрические.
- Общая динамика рынка электромобилей опережает продажи легковых машин в целом, - пояснил "КП" в Украине" руководитель компании Perfomance Management Сергей Сароян. - В 2020 г. электромобилей в мире было продано 3,1 млн ед., что на 39% больше, чем в 2019-м, по данным аналитической компании Canalys. При этом отмечалось уменьшение реализации легковых авто в мире на 14%. Электромобили заняли почти 5% всех продаж новых автомобилей в 2020 г. Тенденция опережающего развития этого рынка сохранится и в 2021 г. По прогнозам, в текущем году продажи электромобилей превысят 5 млн единиц и более 7% продаж всех новых автомобилей.
|
Когда цены будут доступными
Но уже через пять лет ситуация в мире может измениться. Большинство экспертов считают, что за этот период затраты на выпуск бюджетного электромобиля могут снизиться до уровня затрат на производство машин с двигателем внутреннего сгорания. Некоторые ж, самые оптимистичные аналитики и вовсе считают, что уже к 2025 году производство электромобилей будет обходиться дешевле, чем бензиновых машин.
- Пока еще количество электромобилей в эксплуатации среди всего транспорта относительно невелико, - говорит Сергей Сароян. - Цены их и стоимость эксплуатации высоки, инфраструктура недостаточно развита. По мере наполнения рынка данным товаром будет уменьшаться себестоимость его производства и расходы на владение. Так происходит практически с любыми инновациями, но данные процессы длятся много лет.
И, возможно, ценовой фактор еще какое-то время продолжит отпугивать покупателей. Например, компания Tesla повысила цены на две модели - самые доступные и самые дорогие модификации Model 3 и Model S.
Почему подешевели акции Tesla…
Между тем котировки акций Tesla Inc. в феврале и начале марта существенно подешевели. Чуть более чем за месяц рыночная стоимость компании Tesla сократилась на 34%, или на 277 млрд долларов.
- Стоимость акций Tesla - лидера рынка электромобилей – не всегда адекватно отражают изменения на нем, - поясняет Сергей Сароян. - Цена Tesla в 2020 г. резко и во многом неадекватно росла, многократно опережая темп увеличения выручки и финансовых показателей компании. Снижение котировок этих акций в феврале и начале марта с 890 к 600 долларам связано во многом с предыдущей их "перекупленностью" на рынке. Кроме того, свою роль сыграло падение курса биткоина, в который Tesla вложила большие суммы. Однако в последние дни часть своих потерь котировки акций Tesla восстановили, поднявшись к 15 марта вновь выше 700 долларов.
Между тем пионер электроавтомобилей в ближайшее время может потерять свои лидирующие позиции на рынке. КакпишетThe Wall Street Journal, вСШАдолюрынкауTesla отвоевываетFord Motor Co. В Европе, на крупнейшем в мире рынке электрокаров, германский автоконцерн Volkswagen обогнал Tesla в прошлом году. Правда, на других рынках, например, в Азии, Tesla пока сохраняет и даже наращивает свою долю. Но в затылок американской компании уже дышат китайские производители.
...и дорожала нефть
В условиях развития электротранспорта несколько необычно смотрится рост цен на нефть. Год назад цены на нее падали и даже достигали отрицательных значений из-за переизбытка топлива. Но сейчас котировки нефти держатся около 70 долларов за баррель, что является одним из самых высоких показателей за последнее время.
- Пока фактор роста количества электромобилей мало влияет на стоимость нефти, - резюмирует Сергей Сароян. - На данном рынке спрос определяется в гораздо большей степени потребностями для традиционного авто- и авиатранспорта, переработки в пластиковые изделия и пр. Соответственно, по мере преодоления пандемии и роста деловой активности в мире спрос на нефть восстанавливается после прошлогоднего падения, что повышает и цены "черного золота".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ