Большое интервью Филарета: "Есть русский народ и украинский. И не надо смешивать грешное с праведным"

О том, что будет с Московским патриархатом и Киево-Печерской Лаврой после предоставления Томоса.

Предстоятель УПЦ КП Святейший Патриарх Киевский и всей Руси-Украины Филарет. Фото: кадр видео

Предстоятель УПЦ КП Святейший Патриарх Киевский и всей Руси-Украины Филарет дал большое интервью телеканалу "Прямой" по поводу возможного предоставления Томоса. Он объяснил, что это дает, что будет после с Московским патриархатом и Киево-Печерской Лаврой. "КП" в Украине" приводит наиболее интересные моменты из разговора.

КИЕВСКИЙ И МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ ГОТОВЫ БЫЛИ ОБЪЕДИНИТЬСЯ ТРИ РАЗА С 1992 ГОДА

- Инициатором предоставления Томоса является не президент и не Верховная Рада, а инициатором является церковь Киевского патриархата. И этот вопрос наша церковь подняла еще в 1992 году. И тогда на встрече со мной в Стамбуле патриарх Варфоломей сказал, что объединитесь сначала, чтобы у вас была одна православная церковь, а потом получите Томос от Вселенского патриарха. И поэтому мы в течение 25 лет пытались объединиться с автокефальной церковью. И трижды мы доходили до такого состояния, что уже готовы были к объединению. Но потом приходила указание, я думаю, из Москвы, чтобы ставили условие такое, чтобы Киевский патриархат не соглашался. И так оно и было. И это было трижды.

А вот когда стал президентом Петр Алексеевич Порошенко, то он поставил своей целью помочь украинской церкви получить Томос. И поэтому имел неоднократную встречу с патриархом Варфоломеем, с президентом (Турции) Эрдоганом о предоставлении Украинской церкви Томоса об автокефалии. На этот раз патриарх Варфоломей сказал, что надо, чтобы все архиереи Киевского патриархата, автокефальной церкви и какая-то часть, хотя бы несколько от Московского патриархата обратились к нему с просьбой о предоставлении Томоса. И мы это выполнили.

То есть архиереи Киевского патриархата, автокефальной церкви - все подписали такое обращение. Каждый отдельно. И около десяти архиереев Московского патриархата. Но архиереи Московского патриархата имена свои не называют. Почему? Боятся, что если не будет Томоса, то их накажут. И только два назвались - это архиепископ Александр Драбинко и черкасский митрополит Софроний. Кроме того, Вселенский патриарх просил, чтобы и президент обратился с такой же просьбой, и Верховная Рада. И поэтому со стороны Украины выполнено все. И патриарх Варфоломей твердо стоит на позиции предоставления Томоса.

ЧТО ТАКОЕ ТОМОС И ЧТО ОН ДАСТ

- Томос - это документ, в котором предоставляется церкви право быть независимой, самостоятельной в управлении. То есть церковью, которая не подчиняется никакой церкви, а становится равной со всеми другими православными церквями. Это и есть Томос.

Когда мы получим Томос, что это значит? Что мы входим в молитвенное единение с другими православными церквями. Потому что сейчас Киевский патриархат называют неканонической церковью. Почему неканоническая? А потому что нет молитвенного единения с другими церквями. А когда мы будем иметь этот Томос, то мы таким образом входим в молитвенное единение с другими православными церквями. Но это не все. Следствием Томоса является то, что подавляющее большинство епископов, духовенства и приходов Московского патриархата присоединятся к этой Украинские церкви. И таким образом в Украине образуется одна поместная православная церковь.

Комиссия должна объехать все церкви. Второе - созыв Синода. А Синод будет созван не раньше конца августа. Потому что здесь каникулы будут летние, в том числе и в Синоде Константинопольской церкви. Но в этом году обязательно будет этот вопрос решен.

ЧТО БУДЕТ С МОСКОВСКИМ ПАТРИАРХАТОМ ПОСЛЕ

- Конечно, часть Московского патриархата не присоединится к этой украинской церкви. А поскольку они не присоединятся, то они не должны называться украинской церковью. Они имеют право на свое существование в Украине на уровне с другими церквями, наряду с Украинской православной церковью. То есть законы Украины дают право на свободу всем. Но называться эта церковь должна Русской православной церковью в Украине. Так вот, кто хочет быть русской церковью, может быть русским, но не называться украинской церковью. И поэтому мы считаем, что подавляющее большинство приходов не захотят быть русской церковью. И поэтому присоединятся к Украинской православной церкви.

КТО И КОГДА ПРЕДОСТАВИТ ТОМОС

Для того, чтобы предоставить Томос, Вселенский патриарх создал комиссию из трех митрополитов, которые сейчас объезжают все православные церкви и информируют их о намерении Вселенского патриарха. Вселенский патриарх, как он говорит, не требует согласия тех или иных церквей на предоставление этого Томоса. Это его право. Но для чего он информирует? Для того, чтобы знали и затем вошли в объединение, в молитвенное единение с украинской церковью. Это намерение Вселенского патриарха.

На сегодняшний день Вселенский патриарх уже почти все церкви объехал. Были в Москве, встречались там с Московским патриархом. Но еще несколько церквей не посетила эта комиссия. Поэтому сначала объедут, потом будет заседание Священного Синода в Стамбуле. И на этом заседании Священного Синода и будет решен вопрос об автокефалии украинской церкви. Характерно, что накануне поездки комиссии в Москву Вселенский патриарх сделал очень яркое заявление, в котором твердо сказал, что Украина - это каноническая территория не Московского патриархата, а каноническая территория его Константинопольского патриархата. Это первое, что он сказал.

И второе - что русская церковь не является матерной церковью по отношению к украинской церкви. А наоборот - украинская церковь является матерной церковью по отношению к русской церкви. Потому что в 1448 году Московская митрополия отделились от Киевской митрополии. Раз она отделилась от Киевской митрополии, значит, мать - Киевская митрополия, а не Московская.

О КАМПАНИИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА ПРОТИВ ТОМОСА

- Безумная борьба идет. Сумасшедшая. В чем она проявляется. Во-первых, представители Московского патриархата объезжают все церкви поместные и убеждают их, чтобы они не поддерживали намерение Вселенского патриарха предоставить Томос украинской церкви. Подключились к этому государство, дипломатия. И особенно давят не только на Вселенского патриарха, но и на Грецию, на другие православные церкви. Теперь в Украине объявили сбор подписей, которые направляют Вселенскому патриарху, что украинской церкви не нужна автокефалия. И еще много таких рычагов, о которых я не хочу говорить, в том числе и большие средства вкладываются в то, чтобы не допустить этого. Но, несмотря на это, Вселенский патриарх стоит пока твердо на своем намерении дать Томос об автокефалии украинской церкви.

"ВОЙНА СПОСОБСТВУЕТ РОСТУ КИЕВСКОГО ПАТРИАРХАТА"

- Наша цель - это рост, увеличение Киевского патриархата. И в этом нам помогает сам Господь. Каким образом? Допустил войну. А эта война способствует росту Киевского патриархата. Каким образом? Люди видят, кто защищает украинское государство, украинскую землю Киевский патриархат или Московский. Защищает Киевский, а Московский защищает агрессора. Потому называет эту войну гражданской войной. То есть, что украинцы воюют сами с собой, и Россия не имеет никакого отношения. Хотя всему миру известно, что на Донбассе и танки российские, и ракеты, которые массово уничтожают население, и 50 000 военных. Разве это не свидетельствует об участии России в этой войне? И весь мир это знает. А Московский патриархат в Украине говорит, что здесь Россия ни причем. И люди это видят.

Второе, чем мы занимаемся - это мы не хотим разжигать религиозную рознь. Почему не хотим? Даже ради увеличения. А потому что не хотим давать повод Москве вмешиваться в наши дела. Потому что если бы здесь началась религиозная вражда, то Москва могла сказать, что она защищает своих верующих, потому что их там притесняют и нарушают их права. Так вот, для того чтобы не дать этому повода, мы насильно не заставляем никого присоединяться к Киевскому патриархату. Но, несмотря на все это, на сегодняшний день Киевский патриархат поддерживает от 40 до 44% населения Украины (некоторые опросы показывают более скромные цифры – в среднем чуть более 30%. – Авт.). Тогда как Московский патриархат поддерживает 20-24%. Это не наши данные. Это данные тех институтов, которые занимаются этим исследованием.

ПОСЛЕ ТОМОСА РОССИИ ПРИДЕТСЯ ПЕРЕПИСАТЬ ИСТОРИЮ

-  Первое - история русской церкви будет начинаться не с крещения Руси, а будет начинаться с 1448 года. С тех пор, когда она отделилась от Киевской митрополии. И сама Москва признала это в 1948 году, когда праздновала 500-летие автокефалии русской церкви. Сама же Москва праздновала 500-летие. Никто ее не заставлял праздновать. И праздновала 850-летие существования Москвы. А мы празднуем в этом году 1030-летие, а они 500-летие праздновали. Значит история русской церкви будет начинаться с ХV века. Это - первое.

Второе - Украина не была, не является и не будет частью России. Русь существовала, а России не было как государства. А потом, когда возникло государство, называлась оно Московией, а не Русью. А Русь - это Украина. Даже Крым, если взять, то Крым принадлежал Руси. Потому князь Владимир победил византийское войско в Крыму. А раз он победил - значит Крым стал принадлежать Руси. И тогда он стал просить у византийского императора выдать дочь свою Анну за Владимира. И византийский император не соглашался отдать свою дочь-христианку за язычника Владимира. И тогда Владимир вынужден был подумать о принятии христианства ради того, чтобы не только войти в хорошие отношения с Византийской империей, а вообще с христианской Европой.

Вот почему мы сейчас хотим войти в Европу. Для Украины это не ново. Еще Владимир хотел войти в христианскую Европу. И он вошел-таки. И вошел тем, что дочери великого князя Киевского Ярослава была королевой Франции, Норвегии, Венгрии, а также в Польшу это доходило. Но - после принятия христианства. То есть история свидетельствует, что Украина была и хочет быть вместе с Европой.

Поэтому пусть хоть тысячу анафем накладывают на Украину, они не будут иметь никакого значения. А то, что российской церкви придется переписывать свою историю, и не только церкви, но и России придется переписывать свою историю, - это очевидно. И поэтому идет такая бешеная борьба. Потому что когда, например, польская церковь получила автокефалию от того же Вселенского патриарха в 1924 году, то такой борьбы не было.

ЧТО БУДЕТ С КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРОЙ

- Дело в том, что никакой собственности у Московского патриархата в Украине нет. Вот взять, например, Киево-Печерскую лавру, Почаевскую лавру - чья это собственность? Собственность украинского государства. И государство передало свою собственность в пользование Украинской церкви Московского патриархата. Но когда будет здесь украинская церковь признана, то Лавра - и одна, и вторая - будут переданы украинской церкви. Потому что это украинская святыня. И Россия, и Московский патриархат никакого отношения к этим святыням не имеет.

ЕСЛИ БЫ ТОМОС ПРЕДОСТАВИЛИ РАНЬШЕ – ВОЙНЫ БЫ НЕ БЫЛО

- Если бы украинская церковь сохранилась бы неразделенной, то этой войны не было бы. Почему не было бы? Потому что России не было бы на кого опереться. Есть в Украине чиновники, часть населения пророссийски настроенные. Но это не та сила, которая могла бы помочь России завладеть Украиной. А вот церковь - это большая сила. И поскольку Московский патриархат такой большой в Украине, то Москва и надеялась, что он поддержит ее. И он действительно поддерживает. Вот взять, например, Донбасс. Украинская церковь в Донбассе Московского патриархата полностью поддерживает сепаратистов и поддерживает Россию.

Была бы одна церковь, Путин бы не посмел нападать не только на Донбасс, а даже и Крым бы он не мог взять. Мы хотим и уверены, что Киев будет управлять украинской церковью. И Москва не будет иметь никакого отношения к Украине. И никакого общероссийского народа нет. Есть русский народ и есть украинский народ - это два разных народа. И мы видим разницу между украинским народом и русским. И не надо смешивать грешное с праведным.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Онуфрий - об автокефалии: "Мы будем людьми второго сорта"