Премьер-министр Владимир Гройсман и министр финансов Александр Данилюк не поделили Государственную фискальную службу. Накануне голосования за закон об Антикоррупционном суде, премьер подал представление в Верховную Раду на увольнение министра финансов. Из-за чего разгорелся конфликт между чиновниками и какие последствия могут быть, разбиралась "КП" в Украине".
Хронология конфликта
Впервые о конфликте между премьером и министром финансов стало известно около двух недель назад. 23 мая Александр Данилюк на заседании правительства пытался добиться назначения своего советника Яны Бугримовой на должность заместителя министра. Публичная трансляция заседания была прекращена. За кадром осталась перепалка между чиновниками, в результате, которой министру было отказано в его просьбе.
В итоге Данилюк покинул заседание, а в его отсутствие Кабмин проголосовал за переподчинение Государственной фискальной службы (ГФС) напрямую правительству.
Позднее Данилюк написал письмо G7 с намерением "избежать двусмысленности и манипуляций" в его конфликте с премьер-министром Украины Владимиром Гройсманом. А в среду 6 июня премьер подал представление в Верховную Раду на увольнение министра финансов.
Версия премьера
По словам Владимира Гройсмана, министр финансов не соблюдая субординации, обратился к западным партнерам напрямую.
- После спровоцированного им конфликта на заседании правительства он позволил себе действия, которые, на мой взгляд, несовместимы с дальнейшим пребыванием в должности члена Кабинета министров, - написал Грйосман на своей странице в Facebook. - Распространение искаженной информации среди наших международных партнеров накануне важных для Украины переговоров с ЕС могло поставить под угрозу их результаты.
Он отметил, что в условиях тех вызовов, с которыми сталкивается сегодня Украина, вопрос смены главы Министерства финансов должен быть решен безотлагательно.
"К сожалению, Александр Данилюк не внес корректив в выбранную им линию поведения и после обсуждения этой ситуации с членами правительственной команды. Поэтому я не вижу возможности для него и дальше оставаться в ее составе и прошу народных депутатов поддержать мое представление", - заявил Гройсман.
Версия министра
По словам Александра Данилюка, кадровый вопрос был не самым важным, в этом конфликте, хотя на место его зама лоббировали человека, которого поддерживает политик Игорь Кононенко. Более важной была реформа ГФС, которой с начала 2017 моя занималась команда министерства.
-Это был сильный и продуманный проект реформы ДФС, поддержанный экспертами и бизнес-ассоциациями. – заявил министр в интервью "Украинской правде". Мы сделали все, чтобы получить результат. Завершилось все тем, что акты долго не подписывал премьер-министр. Введение тормозилось, а затем Кабмин отменил постановление с объяснением, что реформа "не продумана".
Что дальше?
Эксперты по разному оценивают деятельность Данилюка на посту министра, но сходятся в одном: его отставка накануне голосования за Антикоррупционный суд не принесет дивидендов в дальнейших переговорах с МВФ. Наоборот, нужно будет назначать нового руководителя ведомства и уже ему придется договариваться с фондом.
- Я если честно даже не знаю, кого поставят вместо Данилюка, - говорит экономист Даниил Монин. – Очевидно, этот вопрос был обсужден с Порошенко и тот принял такое решение. Но мне удивительно это слышать перед голосованием за Антикоррупционный суд и переговорам по траншу МВФ. Без министра финансов нам транш не дадут.
Поэтому больше всего вопросов вызывает фамилия его последователя. По тому, кто займет эту должность, станет понятен вектор развития отношений Украины и МВФ.
- Интрига с должностью министра финансов на самом деле является проявлением более глубоких процессов во власти, - говорит финансовый аналитик Алексей Кущ. - Если будет назначена Макарова - это значит, что будут уважены внешние кредиторы, не хуже, чем во времена Яресько, ее патронессы. Ну а если, например, Южанина, маятник качнется в сторону партии "суверенной демократии" и возможны варианты.
КОМПЕТЕНТНО
|
Сергей РЫБАЛКА, член комитета ВР по вопросам финансовой политики и банковской деятельности, член Совета по международной торговле при Кабмине:
- С отставкой главы Минфина Украина еще больше превращается в страну сплошных "и.о.", а значит, несущих гораздо меньше ответственности за свои дела чиновников.
За 4 года работы парламента министр финансов лишь один раз пришел на заседание нашего финансового комитета. Ему не интересны были наши законодательные инициативы по реформированию финансового сектора, по выведению банковского рынка из кризиса.
Мы годами добивались разработки стратегии развития государственных банков. И после несколько раз пропущенных сроков получили лишь отписку. Профильное министерство вместо стратегического видения, как воспользоваться влиянием государства в банковском секторе ради экономического роста страны, предложило их продажу. И никаких намеков на поддержку и развитие для возрождения украинской экономики.