Военный сбор без привязки к военным
5 ноября Верховная Рада приняла бюджет на следующий год в первом чтении. И если у кого-то и были надежды на то, что военный сбор отменят, они не оправдались. В к документу говорится, что показатели доходной части государственного бюджета разработаны с учетом ряда особенностей, в частности с продолжением взимания военного сбора.
О том, что военный сбор не имеет никакого отношения к финансированию армии, экономисты говорят не первый год. Изначально военный сбор – 1,5% с доходов физических лиц – был временно введен на 5 месяцев: с 3 августа 2014-го до 1 января 2015-го. Но 28 декабря 2014 года, за 3 дня до истечения срока действия военного сбора, Верховная Рада продолжила его действие до принятия решения ВР о завершении реформы Вооруженных сил Украины. То есть, констатируют эксперты, можно сказать, навсегда, ведь реформы в Украине могут осуществляться вечно.
Таким образом, военный сбор, введенный на временной основе, действует уже седьмой год и конца-края этому не видно.
По словам экономиста Виктора Скаршевского, в свое время власть аргументировала введение военного сбора тем, что необходимо финансировать армию и оборону, отсюда и название. Но все дело в том, что военный сбор не имеет никакого отношения к финансированию армии и обороны. Он не является целевым, и поступления от военного сбора не привязаны к расходам Министерства обороны.
Военный сбор поступает в общий фонд госбюджета и в нем "растворяется". То есть его существование означает просто повышение налогового бремени на доходы физлиц. К действующему налогу на доходы в размере 18% добавили еще 1,5% в виде военного сбора, и общая ставка налога фактически повышена до 19,5%. В итоге за 6 лет правительство отобрало у граждан десятки миллиардов гривен с помощью военного сбора, который к военным не имеет никакого отношения.
"С миру по нитке – богатому рубашка Бриони"
По мнению аналитика Алексей Куща, украинская система налогообложения абсолютно асоциальна и не подходит для нашей развивающейся страны.
- В мире существуют три основных подхода к налогообложению: на труд, на активы или на капитал, - пояснил эксперт в комментарии "КП" в Украине". – Понятно, что в каждой стране используются все возможности налогообложения, вопрос в акцентах: что-то является бюджетоформирующим, что-то – дополнением. В нашей стране основным является налогообложение конечного потребителя через НДС. Кроме того, если смотреть по объему поступлений в бюджет, то налог на доходы физлиц превосходит налог на прибыль предприятий в полтора-два раза. То есть у нас акцент идет на налогообложение труда, и для бедной развивающейся страны это неправильный путь. Ведь именно снижение налогов на труд повышает благосостояние и дает стимул работать.
По мнению эксперта, ставка налога на доходы физлиц 18% непомерно высока для нашей страны. А если добавить к ней 22% ЕСВ и 1,5% военного сбора, то суммарная нагрузка на зарплату составит более 40%!
- Военный сбор лишен не только экономического смысла, он лишен всякой логики, - считает Кущ. – В правительстве и не думают скрывать, что собранные деньги идут не на оборону, а попадают в "общий котел". Это "милая привычка" нашего государства обдирать население с помощью новых придуманных налогов – достаточно вспомнить попытку обложить налогом валютообменные операции. Я это называю "с миру по нитке – богатому рубашка Бриони". Любимая тема наших элит – собрать по несколько гривен со всех, чтобы в итоге для них они превратились в миллионы и миллиарды.
Еще один существенный недостаток нашего налогового законодательства, о котором не устают говорить эксперты, это налогообложение минимальной зарплаты. Во всем мире она либо вообще не облагается, либо облагается по минимальной ставке.
- Например, в США физлицо, получающее в год менее 19 тысяч долларов включительно, платит 10% налогов, а у нас даже с мизерных зарплат люди в совокупности платят те же самые 40%, - говорит Кущ. – И это притом, что в Украине минимальная зарплата – это сумма на уровне физиологического выживания, а после вычета налогов она становится ниже фактического прожиточного минимума.
В бюджете на 2021 год заложена минималка на уровне 6 тысяч гривен, но не надо забывать, что эта сумма до налогообложения, а после вычета налогов минималка и в следующем году будет ниже 5 тыс. грн. Чтобы изменить ситуацию, говорит Кущ, нужно поднять необлагаемый минимум до уровня минимальной заработной платы.
Эксперт подчеркивает: необлагаемый минимум в 17 грн означает, что у нас облагается налогом доход, начиная с 18-й гривны. Такого налогообложения нищеты, нацеленного на обдирание самых бедных, нет ни в одной стране мира.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ