В то время, когда президент Дональд Трамп больше озабочен восстановлением хороших отношений с Россией, США официально занимают последовательную и четкую позицию поддержки Украины. Этот дуализм позволяет предположить, что в госаппарате, парламенте США, экспертной среде существует некий центр влияния, который формирует положительную для Украины политику США.
"КП в Украине" выясняла, кто эти люди.
Украина мешает Трампу наладить отношения с Россией
С момента прихода к власти Дональд Трамп не скрывал намерения перезагрузить отношения с Россией. Но работе "с чистого листа" мешала ситуация в Украине – политический истеблишмент как из Демократической, так и родной Трампу Республиканской партий единодушно осудил действия Кремля.Создавалось впечатление, что Трамп подсознательно затаил обиду на страну, которая помешала ему выполнять его же предвыборные обещания о налаживании хороших отношений с Россией.
И даже сейчас, после доказанности связи его ближайшего окружения (Флинна, Манафорта и других) с руководством РФ, Дональд Трамп продолжает стремится к налаживанию отношений с Россией.
"Президент ясно дал понять, что считает важным, чтобы США и Россия имели рабочие отношения. Сейчас этого нет", – заявил госсекретарь Рекс Тиллерсон.
И на этом фоне все заявления Трампа о поддержке Украины, его встречи с украинским руководством выглядят так, как будто американский президент делает это вынужденно, помимо своей воли. Кто же может влиять на него в украинском вопросе?
Вице-президент Майкл Пенс
При президенте Барака Обаме именно вице-президент Джон Байден был куратором украинского вопроса в Администрации США. Он не раз бывал в Украине и принимал самое действенное участие в формировании позиции ведущих стран в отношении российской агрессии.
В отличие от Байдена, Пенс не курирует украинское направление, но критически относится к российской политике.
"История доказала, что амбиции русского медведя не умирают, они лишь впадают в спячку", - говорит сам Пенс. Что же касается Украины то он четко заявил, что Россия должна отвечать за свои действия.
То есть Майкл Пенс если и не напрямую влияет на принятие решений по Украине, то во всяком случае причастен к формированию дружественной позиции США.
Госсекретарь Рекс Тиллерсон
Глава госдепартамента всегда был одной из ключевых фигур в принятии внешнеполитических решений. Рекс Тилерсон после своего назначения на этот пост также занял весьма жесткую позицию в отношении России.
Глава Госдепа является выразителем позиции президента США, но поскольку у самого Трампа нет четкой тактики в отношении Украины, то этим же отличается и нынешний госсекретарь. Единственным прорывом пока можно назвать назначение спецпредставителя США по Украине Курта Волкера.
А пока Рекс Тиллерсон является ретранслятором позиции политического истеблишмента США.
Советник президента США по вопросам безопасности Герберт Макмастер
Этот человек сменил ушедшего со скандалом через месяц после назначения пророссийски настроенного Майкла Флинна. И, соответственно, Герберт Макмастер является жестким критиком действий России.
Этот пост чрезвычайно важен в окружении президента США и у советника по вопросам нацбезоап6ности имеется свой штат экспертов и сотрудников, которые проводят исследования, разведывательную работу для представления на Совет по национальной безопасности и президенту США. Советник по национальной безопасности выбирается президентом США без утверждения Сенатом, то есть он независим от госдепартамента и министерства обороны. В разное время советниками по нацбезопасности были такие известные политики, как Генри Киссинджер, Збигнев Бжезинский, Колин Пауэл, Кондолиза Райс.
То есть Герберт Макмастер по своему статусу может влиять как на формирование консолидированной позиции в отношении России и Украины, так и на приятие решений. А последнее его заявление сводится к тому, что Россия начала проводить агрессивную политику, используя пропаганду и подрывную деятельность.
"Россия впервые инициировала войну нового поколения, в которой она использует подрывную деятельность, дезинформацию и пропаганду с использованием киберинструментов, работающих в разных областях, пытаясь посеять раздор в наших странах, стравить их друг с другом и создать кризис доверия", - заявил Макмастер.
Министр обороны Джеймс Меттис
Глава Пентагона также критикует Россию из-за ситуации в Крыму и в восточных регионах Украины.
Джеймс Меттис считает, что примирительная позиция Трампа в отношении России основана на слабой информированности президента и всячески пытается исправить эту ошибку. Именно Пентагон, во главе с Мэттисом, лоббирует предоставление Украине летального оружия. Кстати, Дональд Трамп наконец подписал оборонный бюджет США, в котором предусмотрено выделение Украине 350 миллионов долларов.
Такое же влияние может оказывать и глава ЦРУ Майк Помпео, который также призывает демонстрировать жесткий подход по отношению к России.
Республиканская партия
Но, пожалуй, главным и коллективным центром формирования политики в отношении Украины является истеблишмент Республиканской партии. Несмотря на то, что Дональд Трамп ее выдвиженец, элита партии вступает категорически против сближения с Россией, видя в ней угрозу национальным интересам США.
И Дональд Трамп вынужден смирится с этим, потому что сближение с Россией на фоне нынешних конфликтов будет выглядеть как слабость США. А этого республиканцы, которые всегда были критически настроены к России, допустить не могут.
Мнение эксперта
Владимир Фесенко, политолог:
- В США нет какого-то одного центра влияния или группы людей, которые в США принимают решения по Украине. Там действуют институты, которые формулируют национальные интересы, один из которых "Россия – это противник, соперник". Трамп пытается изменить эту институциональную установку американских политических элит, но ему этого не дают сделать.
Сейчас политику в отношении Украины формируют три основных института. Первый – это собственно сама Республиканская партия, ее верхушка. Республиканцы - как в команде Трампа, так и его критики - исповедуют принцип: Россия это противник США. И не из-за каких-то особых симпатий к Украине, а из-за классических геополитических подходов республиканцев, которые по сути являются американскими "великодержавниками". "Америка – прежде всего" говорят они, да и сам Трамп. Но когда он же пытается договариваться с Россией, то в глазах республиканского истеблишмента это выглядит как уступка и слабость.
Второй центр – это американские военные и спецслужбы. Среди них глава Пентагона Джеймс Метис, советник по небезопасности Герберт Макмастер, глава ЦРУ Майк Поммео. Все они воспитывались во времена холодной войны и придерживаются еще более кардинальных взглядов: Россия – враг. А нынешние агрессивные действия РФ просто активировали в них установку времен холодной войны.
Третий центр – это собственно госаппарат, Госдеп США. Хотя при Трампе и возникла проблема кадров, когда ушли эксперты, аналитики и специалисты времен Обамы. Но оставшиеся сотрудники среднего звена, которые готовят документы и предложения по внешней политике, исходят из установок своих предшественников, которые также были критически настроены в отношении России.
Читайте также
Визит Дуды снизит напряжение между Украиной и Польшей, но он не решит проблему
От визита президента Польши в Украину ожидали разрешения накопившихся между двумя странами проблем.