Век передовых технологий и гаджетов на дворе, смартфон включается по сканированию сетчатки глаза. А схемы телефонных и интернет-мошенников остаются неизменными. Интересно то, что на "развод" попадаются как люди преклонного возраста, так и продвинутая молодежь.
ТОП-3 мошенничеств недавно опубликовали правоохранительные органы.
1. Звонок и SMS с просьбой о помощи
|
Телефонное мошенничество - одно из самых распространенных преступлений. И вроде все уже в курсе схемы мошенников и даже знают, как себя вести, когда кто-то на другом конце провода умоляет дать ему денег. Но иной раз, все-таки ответив на звонок злоумышленника, человек попадается на удочку.
В чем суть? Поздно вечером вам звонят на мобильный и рассказывают, что ваш сын/дочь или другой близкий родственник попал в ДТП и теперь находится под стражей.
Для того чтобы его отпустили, нужно скинуть деньги на карточку. Сегодня мошенники уже не такие глупые, как пару лет назад, и, если они звонят вам от имени вашего, скажем, сына - значит, они точно знают, что он у вас есть и, возможно, водит машину. Могут имитировать голос вашего родственника или представиться полицейским и потребовать "выкуп", чтобы дело не дошло до суда.
Тот же принцип с SMS - "мама, я в беде, скинь мне 1000 грн. и пока не звони, все потом объясню" - приходит сообщение с неизвестного номера.
Что делать? Соблюдайте спокойствие. Никаких эмоциональных порывов и необдуманных действий. Задайте звонящему вам человеку, если он представился вашим родственником, какие-то вопросы, на которые смог бы ответить только он (когда последний раз дома был, как кошку зовут, дату рождения или вообще пусть опишет свою внешность и на какой щеке у него родинка).
Если звонит "полицейский" - поинтересуйтесь его ФИО и званием, в каком отделении работает. Как правило, на этом моменте злоумышленники отключаются, ведь нужных ответов у них нет. После этого для успокоения души наберите номер телефона родственника и убедитесь, что с ним все в порядке.
С SMS еще проще. Перезвоните своему близкому на его личный номер. Если так случилось, что телефон выключен или не отвечает - наберите того, кто как-то может быть осведомлен о месте нахождения вашего сына/дочери. Но не перезванивайте на номер, с которого пришло ложное сообщение: у вас со счета могут снять все средства.
2. Обман при покупках в интернете
|
В чем суть? Владелец товара просит у вас 100% предоплату, а в итоге ни товара, ни денег. Если вы сами продавец, тут немного другая схема. У вас якобы покупают товар, просят номер карты для перевода средств, а потом неожиданно звонят из банка и рассказывают о каких-то кибератаках, выманивая у вас необходимую информацию для доступа к вашему счету.
Что делать? Совершайте покупки в интернете лишь в проверенных магазинах, не ищите товар подешевле у сомнительных продавцов. Не могут кроссовки за 100 долларов от производителя стоить всего 200 гривен у парня с сайта частных объявлений.
Если же вы продавец - никогда не сообщайте свои личные банковские данные никому, даже якобы представителю банка.
3. Выманивание пин-кода или пароля карты
|
В чем суть? Под видом банковского работника мошенники звонят и сообщают о блокировании вашей карты, а для того, чтобы разблокировать ее, следует предоставить все данные. Или, скажем, просят сфотографировать вашу карту и отправить фото на почту для подтверждения вашей личности как владельца карты.
Что делать? Представители банка никогда не запрашивают личные данные вашей карты. Не сообщайте третьему лицу ни ваш пин-код, ни номер cvv, указанный на обороте карты.
Тем более не фотографируйте карту или себя с картой.
Итог. Не соглашайтесь на подозрительные предложения легко заработать и не принимайте "подарки", выигранные в лотерее, в которой вы не принимали участия. Сохраняйте спокойствие, если ночью вам сообщают о случившейся "беде" с вашим родственником. Анализируйте информацию, которую получаете от подозрительных лиц. В любом случае предполагаемого мошенничества обращайтесь в полицию.