По подсчетам экспертов Украинской межбанковской Ассоциации членов платежных систем ЕМА в 2016 году, в результате мошеннических действий с платежными картами украинцев, злоумышленникам удалось "заработать" почти 340 миллионов гривен. Больше 80% из этой суммы воры украли, выманив реквизиты карт по телефону. В 2017 году телефонные мошенники тоже довольно активны. И хотя, наивных украинцев остается все меньше, а потому мошенники совершенствуют свои методы работы. В ассоциации рассказали о некоторых из них.
Звонков "из банка" по-прежнему большинство (94%). Как и раньше, "лжебанкиры" чаще всего используют следующие легенды:
Однако в последнее время появилось и кое-что новое.
"Оценка банковского обслуживания". То есть звонят, чтобы якобы узнать ваше мнение о банке. Задают массу вопросов по теме, а между тем просят назвать и секретные данные карты.
Регистрация в интернет-банкинге. Обычно эту схему используют с пенсионерами. Чтобы привлечь больше людей старшего поколения к онлайн-операциям, некоторые банки сделали максимально простой регистрацию в интернет-банкинге. Таким образом, в системе достаточно ввести номер карты и пароль из банковского смс. Как этим пользуется мошенник? Он притворяется, например, помощником депутата, рассказывает о выделении пенсионеру материальной помощи и спрашивает номер карты, куда можно перечислить деньги. Получив информацию, начинает регистрацию в интернет-банкинге. Разговор при этом не заканчивает – ему же еще нужно выведать пароль, который придет в смс (может попросить назвать его, скажем, "чтобы закончить процесс перечисления денег"). Как только пароль назван, вор получает доступ к счету жертвы.
В некоторых случаях мошенники не звонят жертве, а пытаются сделать так, чтобы она сама позвонила им, поверив, что связывается на самом деле с банком. Вначале преступники присылают сообщение, которое побуждает человека связаться с "банком". Чаще всего рассылаются смс о "блокировке карты". В конце указывается номер телефона якобы службы безопасности банка, где можно узнать подробности. Естественно, ответит на звонок мошенник. Он постарается заговорить жертву, чтобы вынудить ее раскрыть конфиденциальные данные карты.
. Что делать, чтобы не попасться на удочку преступника? Прежде всего помнить, что звонить в банк следует исключительно по телефону, указанному на платежной карте и на официальном сайте банка! Второй момент: кто бы с вами ни связывался и что бы вам ни рассказывал, как только слышите, что вас просят назвать срок действия карты, трехзначный CVV2/CVC2-код безопасности с ее обратной стороны или пароль из смс от банка, обрывайте разговор немедленно! Это мошенники! Остались сомнения? Найдите официальный телефон организации, от имени которой вам звонили (на официальном сайте), перезвоните и уточните информацию.
Суть схемы в том, что жертве звонят два разных человека: вначале, например, "покупатель" товара, "сотрудник пенсионного фонда", "представитель благотворительного фонда", которые хотят узнать номер карты, чтобы перевести оплату за товар/надбавку к пенсии/материальную помощь. А потом с жертвой связывается уже якобы представитель банка и говорит, что деньги невозможно зачислить на карту, если человек не назовет срок ее действия, трехзначный код безопасности на ее обратной стороне и пароль из смс от банка. Запомните раз и навсегда: чтобы перевести вам деньги, отправителю достаточно знать номер вашей карты, никакие другие данные не нужны!
Популярной среди мошенников остается схема обмана, когда жертву "ведут" к банкомату, обещая, что там она получит деньги на карту ("надбавку к пенсии", "материальную помощь", "выигрыш в лотерею", "денежный приз от магазина" и т. п.). Человека убеждают пойти к банкомату, вставить свою карточку и выполнить инструкции, продиктованные по телефону, в результате чего он, ничего не подозревая, отправляет деньги со своей карты на карту преступника. Запоминаем: в банкомате невозможно получить какой-либо платеж! Можно только сделать денежный перевод со своей карты НА ЧУЖУЮ.
Согласно статистике, чаще всего жертвами мошенников становятся женщины и люди старше 55 лет – злоумышленники знают, кого легче заговорить. Причем разговоры они ведут, как заправские психологи: быстро подстраиваются под собеседника, умеют войти в доверие и быть уважительным (на что покупаются пенсионеры). И это при том, что, по статистике, 90% звонков мошенников – это звонки из колоний и тюрем. Впрочем, запугивать у злоумышленников тоже получается хорошо (например, угрожать блокировкой карты и даже уголовным преследованием за якобы участие карточки в отмывании денег).