Президент Беларуси Александр Лукашенко обвинил президента Украины Петра Порошенко в том, что именно он предал огласке инцидент с Шаройко. По словам белорусского президента, они с Порошенко якобы раньше договорились "закрыть это дело "по-тихому".
"Они (Украина – ред.) подняли гвалт, все было выплеснуто в средства массовой информации. Что мне оставалось делать? Я отменил свое решение и сказал выложить кое-какие факты в СМИ, чтоб люди понимали, что мы не нагнетаем обстановку в отношениях с Украиной. И мы показали. Этот человек признался - где работал, как работал. Куча материалов дополнительно есть. Не знаю, зачем нужен был этот скандал. Но они нарушили нашу договоренность", - заявил Александр Лукашенко.
Напомним, что КГБ Беларуси, спустя месяц после задержания украинского журналиста Павла Шаройко, наконец озвучило конкретные обвинения в его адрес. А их набор свидетельствует, что дело шито белыми нитками и рассчитано исключительно на антиукраинский информационный эффект.
Так, в белорусском КГБ утверждают, что Павел Шаройко собирал информацию о военных объектах России в республике и что якобы уже признался, что является сотрудником кадрового аппарата украинской военной разведки.
По данным белорусской спецслужбы Шаройко через два года после своего увольнения в 2009-м году из Главного управления разведки Минобороны Украины якобы был восстановлен в числе офицеров действующего оперативного резерва. А затем, под прикрытием должности обычного корреспондента, начал разведывательную работу в Беларуси.
Но даже если поверить белорусскому КГБ, то время восстановления Шаройко в украинской военной разведке приходится на 2011 год - время правления Виктора Януковича. А тогда украинская военная разведка была просто наводнена российскими агентами, которые и так все знали о российских базах в Беларуси.
Белорусское КГБ также утверждает, что Павел Шаройко вместе с советником посольства Украины в Беларуси Игорем Скворцовым якобы собирали сведения об особенностях таможенного режима в части ввоза в государство технических средств электросвязи и электронно-вычислительной техники.
Но какая сверхсовременная электроника могла поставляться из России в Беларусь, что за ней должны охотится иностранные шпионы? Наверное, продукция российской "силиконовой долины" - Сколково, которая за семь лет с момента принятия решения о его создании так и не вышла за пределы бумажного проекта…
Помимо этого, Шаройко обвиняют в сборе информации о наличии в пограничных районах Беларуси с Украиной покрытия операторов мобильной связи, распределении радиочастного ресурса, состоянии радиолюбительства среди местного населения. Только непонятно, зачем собирать то, что и так, как например покрытие мобильных операторов, находится в открытом доступе.
А в 2017 году украинский журналист, по утверждению КГБ, следил за Советом министров и МИДом Беларуси, где заводил и развивал знакомства и собирал информации о них.
Мнение эксперта
Дмитрий Тимчук, народный депутат и координатор группы "Информационное сопротивление" (Фейсбук)
В "признание" Павла в шпионаже, понятно, может поверить только внутренний потребитель постсовкового официоза. Помимо специфики выбивания признаний из жертв спецслужбами, стоит помнить, что Шаройко содержится в минской "Американке" - СИЗО белорусского КГБ, известном своими изощренными пытками и методами психологического воздействия. К тому же на кадрах, где П.Шаройко дает "признательные показания", он постоянно опускает взгляд на стол – полное впечатление, что перед ним лежит бумажка с текстом, который он озвучивает.
КГБ почему-то в качестве "доказательств" показывает кадры слежки за П.Шаройко, не имеющие никакого отношения к "шпионажу". Например, показывают, как Павел выходит из здания Исполкома СНГ в Минске и садится в машину, похожую на машину постпредства Украины при СНГ. Непонятно, что это должно "доказывать"?
В общем, на самом деле никаких "фактов" против П.Шаройко и Украины, которая якобы ведет шпионскую деятельность в Беларуси, мы не увидели. Есть ничего не значащие кадры слежки, есть явные фальсификации и манипуляции. Это все, что показал КГБ РБ.