Третья по счету встреча специального представителя государственного департамента США по вопросам Украины Курта Волкера и помощника президента РФ Владислава Суркова окончилась на первый взгляд ничем. Стороны сделали совместное заявление о том, что понятия о путях достижения мира на Донбассе у них разные, но выразили согласие продолжать диалог с целью достижения консенсуса в рамках Минских соглашений.
По мнению политологов, отсутствие результата – это уже результат. И в данном случае Украина точно не осталась в проигрыше.
Граница как камень преткновения
На нынешних переговорах обсуждалась возможность направления на восток Украины миротворческой миссии ООН. Американский представитель передал России свои дополнения к ранее предложенному варианту резолюции Совбеза по размещению миротворцев, но только три из 29 абзацев представитель РФ назвал "приемлемыми".
- Я не могу сказать, что устроило Россию, но знаю точно, что ее не устраивает, - говорит глава Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко. – Это расширение миссии ООН и вопросы ее дислокации.
Напомним, что основное разногласие состоит в том, где и при каких условиях должна размещаться миротворческая миссия. США настаивают, что на линии официальной границы между Украиной и Россией, чтобы вернуть под наш контроль мятежные территории. "ДНР" и "ЛНР" в концепции США не являются стороной конфликта и спрашивать их согласия никто не собирается.
РФ, в свою очередь, утверждает, что миротворцы должны контролировать только линию разграничения между Украиной и "ДНР" с "ЛНР" - и с обязательного согласия последних. В противном случае самопровозглашенным образованиям, якобы, грозит участь гетто.
- Еще до начала встречи в Белграде я делал прогноз, что нам не стоит ждать конкретного результата. Россия не будет идти на уступки, и Украина не пойдет. По Нагорному Карабаху переговоры продолжаются около 25 лет, и в нашем случае возможна такая же ситуация, - говорит Владимир Фесенко. – Я бы отметил два важных момента. Во-первых, Америка ужесточила свои требования по украинскому конфликту. Во-вторых, показала, что не собирается решать свои вопросы за наш счет.
По мнению политолога, сам процесс переговоров, сколько бы они не продолжались, является сдерживающим фактором эскалации на востоке страны – так же, собственно, как и Минские договоренности.
- Если агрессия будет усиливаться, Америка вновь заговорит о предоставлении Украине летального оружия. Нам, может быть, его и не дадут, но будут использовать эту тему для давления на Россию, - предполагает Владимир Фесенко.
Эксперт-международник Тарас Чорновил считает, что диалог между Волкером и Сурковым имеет более глобальный смысл, чем просто урегулирование украинского конфликта.
- Волкер специально навязал России принцип челночной дипломатии. Конечная цель – это решение проблем, которые выгодны Америке. США не согласны жить в мире, где существуют два равносильных полюса влияния, это время уже прошло. Они хотят указать России ее место, возможно, даже вынудить Путина снять свою кандидатуру с выборов. Эта очень большая игра. Ситуация в Украине - всего лишь один из ее элементов. Таким могла стать Сирия, Северная Корея. Но стала Украина – и это несомненный позитив, поскольку мы находимся в центре внимания и поддержки, - говорит Тарас Чорновил.
Что касается собственно миротворцев, то эксперт подчеркивает: это вопрос никак не ближайшего будущего. Даже если будет принято решение о введении миссии, то только на ее подготовку понадобится не меньше года.