Одно из главных требований демонстрантов под Радой - снятие депутатской неприкосновенности. Песня, завязшая в зубах со времен первого Майдана. Каждый демократ, стремясь во власть, декларирует бесстрашие перед законом, а потом мертвой хваткой цепляется в дарованный мандатом иммунитет. С ним он царь и бог, без него - беззащитен аки дитя малое. И золотая середина, позволившая сбить корону, но при этом не лишить щита, не найдена.
Лазейка в коррупцию
Исторически идея депутатской неприкосновенности заключается в том, чтобы человек, избранный народом, мог без страха выступать от его имени. Критиковать власть суверена, излагать требования, голосовать за неугодные монарху реформы и быть свободным от любой ответственности за свои слова и волеизъявления.
- Это индемнитет - отдельная форма защиты от преследований со стороны власти, - говорит политолог Алексей Якубин. - Депутатский же иммунитет, как он работает сейчас, больше означает систему правовых привилегий.
Главная - депутат не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия Рады. Это целая процедура, которая занимает не один день после представления Генпрокуратуры, а результат во многом зависит от личных симпатий-антипатий в парламенте. Если Рада даст ГПУ от ворот поворот, к депутату не могут применить ни арест, ни залог, ни другую меру пресечения. Депутат защищен от обысков и принудительных явок на допросы. Он может давать показания следователю только по доброй воле и только в качестве свидетеля. Обвиняемым, как и подсудимым, депутату не быть. То есть иммунитет позволяет внедряться в сладкие коррупционные схемы с большим процентом гарантии безнаказанности. Это и составляет основную претензию сторонников отмены неприкосновенности.
Лишат - начнут давить
Однако есть и другая сторона медали, на которую нажимают противники: лишившись иммунитета, депутат превращается в предмет манипуляций.
- Неприкосновенность для депутата - это щит от преследований по политическим мотивам, - говорит Алексей Якубин. - После попытки государственного переворота президент Турции Реджеп Эрдоган отменил иммунитет. В итоге половина тамошнего парламента оказалась в тюрьме. Если иммунитет снимут в Украине, есть большая вероятность, что на депутатов начнут давить руками ГПУ, которая будет десятками открывать уголовные дела. Таким образом депутатов могут принуждать к послушанию и голосованию в интересах правящей партии.
К слову, кроме Турции, депутатского иммунитета нет только в двух африканских странах. Остальные государства в Южной и Северной Америке, Европе и Азии предпочитают блюсти традицию.
Что бы им за это грозило
Пока в Украине продолжаются жаркие споры вокруг иммунитета, наши избранники позволяют себе выкидывать коленца, за которые обычный человек может здорово поплатиться. "КП" в Украине" рассмотрела последние примеры из парламентской жизни.
Парасюк против Гелетея
В первый день волнений под Радой народный депутат Владимир Парасюк, за которым уже тянется с десяток "уголовок", бесстрашно засадил ногой в начальника Управления государственной охраны Украины Валерия Гелетея. Глава Наполиции Сергей Князев заявил, что прецедент не будет расследоваться.
- Это можно квалифицировать как сопротивление сотруднику правоохранительных органов, - говорит адвокат Иван Либерман. - Наказание - до 3 лет ограничения свободы.
Линько против судьи
8 октября во время избрания меры пресечения для подозреваемых в угоне автомобиля депутат Дмитрий Линько от души плюнул в судью Сергея Родинова.
- Это квалифицируется как хулиганство. А поскольку задета честь судьи, может быть более суровая квалификация, - говорит Иван Либерман. - Грозит несколько лет ограничения свободы.
Шашка от Левченко
Во время рассмотрения второго из законопроектов об особом статусе Донбасса 6 октября депутат Юрий Левченко зажег в парламенте дымовую шашку и сказал, что вообще готов сжечь Раду. Полиция стыдливо открыла дело по факту хулиганства.
- Шашку зажгли в публичном месте, могли пострадать люди. Это можно квалифицировать как общественно опасное деяние, - отмечает адвокат. - Грозит наказание до 4 лет лишения свободы.
Сломанный микрофон
Во время драки депутатов 5 октября Надежда Савченко вырвала из рук Александра Турчинова микрофон и сломала его.
- Это умышленное повреждение или уничтожение имущества, - говорит Иван Либерман. - Наказание - от штрафа до 3 лет ограничения свободы.