Смерть замученного ребенка в Харькове: в 3 года он весил, как в 3 месяца

Горе-отца взяли под стражу, а мать, беременную еще одним ребенком, под домашний арест.

С соседями злосчастная семья жила в одном доме, но не контактировала. Зато соседи часто слышали детский плач и крики. Фото: скрин с видео АТН

Во вторник вечером в харьковскую больницу скорой и неотложной помощи бригада медиков привезла ребенка. Состоянию мальчика ужаснулись даже опытные специалисты – в свои три годика он весил в два с половиной раза меньше положенного. К утру мальчуган умер – к сожалению, его вырвали от горе-родителей уж слишком поздно. 

Весил, как младенец

Детский нейрохирург Оксана Судакова рассказывает, за поддержание жизни в теле мальчика медики бились всю ночь. К спасению малыша подключились дежурные врачи, нейрохирурги, анестезиологи. Его обследовали, проводилась интенсивная терапия, но утром сердце заморенного голодом и избиваемого родителями ребенка остановилось. Сомнений в том, что люди, давшие жизнь мальчику, обращались с ним жестоко, не было – факты очевидны.

- Он был в тяжелом состоянии, с нарушенным сознанием. Анестезиолог оценил его состояние, ребеночек был сразу переведен в палату интенсивной терапии, - говорит Судакова. – Внешне – очень истощенный, его вес не соответствовал возрасту. На рентгене органов грудной клетки были признаки консолидации переломов несвежих, то есть были следы сращения переломов двух ребер.  

Судить о том, как долго ребенок не доедал, медик не берется, но, по ее словам, чтобы довести дитя до такого состояния, понадобилось не неделя и не даже не две.

- Это не короткая ситуация – ребенок страдал долгое время, он хронически недополучал то, чего должен был, - говорит Судакова.

В три года дети при должном развитии и питании должны хорошо набирать вес и весить порядка 14,3 кг, мальчик же весил, как 3-4 месячный младенец – около 6 кг.

Не били, а наказывали

"Скорую" полуживому малышу вызвали не родители – по случайности, в гости к семейству заскочила подруга матери. Женщина побыла в доме, увидела деток и с тяжкими думами ушла домой. Как следует все взвесив, решила бить тревогу – жизнь 3-летнего малыша уже висела на волоске, да и старшего 6-летнего сынишку в семье особо не жаловали.

- Он получше, по словам медперсонала, прям такого сильного истощения у него нет, - говорит пресс-секретарь прокуратуры Вита Дубовик.

- Старшего надо откармливать и приводить в нормальное состояние, из семьи его изъяли, - говорит заммэра по вопросам здравоохранения и социальной защиты населения Светлана Горбунова-Рубан.

За ребенком пришли в 12 часов ночи – утра дожидаться не стали: сперва мальчика обследовали, а затем поместили в государственный приют.

- Родители со следствием сотрудничают, но я бы не сказал, что они шокированы смертью мальчика, - говорит Карен Багдасаров, начальник следственного отдела Навобаварского отделения полиции ГУНП в Харьковской области. – Эту ситуацию воспринимают спокойно.

По его словам, родители рассказали следователям, что ухаживать за детьми им просто было некогда, а также сослались на тяжелую финансовую ситуацию. Вину за побои взял на себя отец, но с оговоркой, мол, это не больше, чем методы воспитания такие.

- Они объясняют, что они детей не били, а наказывали ремнем, когда дети их не слушались, - говорит Багдасаров.

Из дома часто доносился плач и крики

Семья умершего мальчика в Харьков переселилась из области в августе – сняли половину дома на пару комнат в частном секторе в тихом районе. С соседями особо не контактировали, поэтому об их жизни, живущие рядом практически ничего не знали. Матери – 26 лет, сейчас она вынашивает третьего ребенка. Горе-отец с судимостями – поговаривают, что в местах лишения свободы он отбыл не один срок. Соседки вспоминают, часто слышали, как из дома доносился детский плач и крики, а также что какое-то время назад, заметили, что младшенького Наталья почему-то возит в коляске – но мало ли? Сама же Наталья из многодетной семьи, не знающей роскошей, для женщины этот брак с 30-летнем экс-заключенным уже второй, вместе чета около 4 лет.

- Мальчик, который умер, от него, вторым она беременна тоже от него, - судачат соседки.

А вот заммэра Светлана Горбунова-Рубан говорит, что умершему мальчику мужчина может быть и не отцом вовсе.

- Отец старшего мальчика находится в местах лишения свободы. По отношению к младшему ребенку, она – одинокая мать. От кого третий ребенок, мы так и не узнали. Будет регистрировать, будет понятно, - говорит чиновница.

Сама же Наталья после смерти младшего сына попала в больницу, но сейчас под домашним арестом – так решил суд, приняв во внимание особое положение женщины, а вот поблажку горе-отцу делать не за что – он под стражей.

Полетят головы соцработников

О том, что семья неблагополучная, социальные службы знали. Хоть семейство на учете и не стояло, но "звоночки" о возможной беде были – о жестоком обращении с малышами соцслужбам говорили.

- Устные заявления у нас есть, что они характеризируются не очень хорошо по месту жительства, но на учете они не стояли. Мы сейчас собираем информацию, сколько было сигналов, насколько правомерно отработали этот сигнал. Если соцработники за несколько дней до трагедии, до поступления ребенка в больницу, выходили на место, и смотрели условия проживания детей, то они не могли не заметить, поверьте, - говорит пресс-секретарь прокуратуры Вита Дубовик.

То, что 6-летний мальчик не был определен в первый класс, а младший – в садик, соцработникам мать объяснила нехваткой времени, мол, только переехали, быт налаживаем, еще некогда было.

- Во время посещения службы там не было хорошо убрано, женщина объяснила, что только в августе сняли этот дом, тоже самое сказала о детях – не успели оформить в школу-садик, - говорит Горбунова-Рубан.

То, почему у соцработника не вызвало беспокойство состояние детей, остается загадкой и для прокуратуры, и для мэрии.

- Службы по делам детей неадекватно отнеслись к ситуации, не выполнили своих обязанностей, городского голову я уже проинформировала об этой ситуации, я буду выходить с ходатайством об увольнении соцработников по несоответствию с занимаемой должностью, а в отношении начальника управления служб по делам детей – о выговоре, - заявила Горбунова-Рубан.

Кроме увольнения соцработникам может грозить вполне реальная уголовная ответственность – хоть обвинения еще не выдвинуты, но по факту ненадлежащего исполнения служебных обязанностей службой по делам детей, повлекшее тяжкие последствия (ч. 2 ст. 367 УК Украины) начато уголовное производство.

ОФИЦИАЛЬНО

Прокуратура согласовала подозрения отцу и матери 3-летнего мальчика - злостное невыполнение обязанностей по уходу за ребенком и нанесение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть (ст. 166, ч. 2 ст. 121 УК Украины). Максимальная санкция статей, инкриминируемых родителям, предусматривает 10 лет лишения свободы. За служебную халатность предусмотрена ответственность в виде лишения свободы на срок от 2 до 5 лет. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Малыша, которому мать выбила молотком зубы, усыновили

История 6-летнего Саши из Черниговской области заставила плакать чуть ли не всех женщин Украины: мать не смогла полюбить мальчика и поэтому применяла к нему суровые воспитательные методики – черноглазому парнишке постоянно влетало от родительницы, спал он в сарае, а еду приходилось отбирать у собаки или тайком получать из рук старших детей.