Ведущая проекта "Ревизор. Карантин" (Новый канал) Юлия Панкова во время пандемии проверяла киевские заведения на предмет соблюдения санитарных норм и качества сервиса.
Как выяснилось, далеко не все выполняют требования Минздрава.
Физическое насилие в супермаркете
- Много ли заведений незаконно работали во время карантина? Были ли они закрыты после ваших проверок?
- Нарушений было действительно много. Мы обращались в Госпродпотребслужбу, и на наши вызовы приезжала полиция. Они принимали во внимание те видеозаписи, которые мы им предоставляли. Я надеюсь, что они приняли все меры, но я не слышала, чтобы те заведения потом закрыли. Возможно, им просто выписали штраф.
- Как реагировали сотрудники заведений на проверки "Ревизора"? Была ли агрессия с их стороны?
- Да. В одном из супермаркетов охранник очень больно схватил меня за руку. Это было физическое насилие, я не ожидала такой реакции. Во время карантина я выработала привычку, что не прикасаюсь к своему лицу руками. А когда незнакомый человек схватил меня за руку, я была в шоке не только от насилия, но и от того, мыл он руки или нет (улыбается). Меня испугал факт, что тот мужчина может быть переносчиком вируса. Я сразу же продезинфицировала руки.
- Наверное, вам еще не всегда разрешали делать ревизию.
- Во время съемок мне не удалось попасть в два заведения.Люди думали и продолжают думать, что я не имею права с командой посещать их заведения, хотя это не так. Они пытались манипулировать тем, что, мол, из-за меня остановилась работа на кухне, кричали, что я могу занести какую-то заразу, хотя это не так. Все анализы на Covidу меня и съемочной группы были отрицательными, у нас были медицинские книжки.
Перед тем, как я захожу с командой в определенное заведение, у нас работает тайный посетитель. Он помогает снять на камеру все нарушения.
- По вашим наблюдениям, соблюдают ли сотрудники заведений санитарно-гигиенические нормы?
- Мы проверили 18 заведений, и могу сказать, что 50 на 50. Мы должны понимать, что продукт должен быть в безопасности от начала его производства до конечного потребителя. Грубо говоря, если мясо привозят в ресторан, оно должно быть завезено в правильном холодильнике и приготовлено поваром, который во время карантина носит маску и перчатки. Но все эти правильные шаги могут просто разбиться из-за халатности курьера, который грязными руками может доставить эти блюда. Моя рекомендация – выбирать места, которые мы проверили, или там, где повара работают на открытой кухне в маске и перчатках.
- Соблюдают ли дистанцию в супермаркетах?
- Это большая проблема. Много людей не понимают, что такое дистанция и почему нужно стоять на расстоянии 1,5 - 2 метра друг от друга. Мы даже измеряли дистанцию, которую наклейками устанавливают в очереди на кассу. Вместо минимальных 1,5 м люди стояли через 1,2 м друг от друга. Но этого недостаточно. Я вижу, что люди подходят очень близко, дышат в спину. Я всегда делаю замечание. Каждый из нас может стать ревизором и уберечь себя так и других людей.
|
"Не рекомендую службы доставки"
- На что в первую очередь нужно обратить внимание при заказе еды домой?
- Во-первых, на список наших рекомендаций, если вы живете в Киеве. Нужно выбирать заведения, у которых есть своя служба доставки. Если это ответственный ресторан, то курьеры у них будут точно такими же. Я не могу рекомендовать службы доставки. Мы проверили только одну – у них были очень грязные сумки, а курьеры часто приезжали без масок и перчаток. Желательно, чтобы вы самостоятельно забирали свой заказ, а еще лучше – готовили сами.
- Стоит ли покупать еду в отделе кулинарии?
- Я думаю, нет. Пока что нужно подождать с кулинарией, если вы не уверены в свежести продуктов заведения. Я не могу рекомендовать то, что может быть потенциально опасным. Есть же очень много легких рецептов. Возьмите индюшачье бедро, положите его в рукав, посолите, добавьте сушеного чеснока и поставьте на три часа в духовку с температурой 170 градусов. Мы все можем готовить.
- К чему может привести то, что повар готовил еду без маски и перчаток?
- Повара же общаются между собой, и определенная часть слюны может попасть на продукты или на упаковку. Представь, что человек взял упаковку, на которую чихнул больной коронавирусом повар, и принес домой, где живет 80-летняя бабушка или человек с сахарным диабетом. Тут большой риск заражения. У меня есть правило, которое все должны знать: все, что попадет в дом, должно быть продезинфицировано – в хлорном или содовом растворе.
- Хотя люди до сих пор спорят – стоит ли дезинфицировать овощи и фрукты из магазина или нет.
- Научно пока не доказано, что вирус САРС может находиться на продуктах. Важно мыть все овощи и фрукты после того, как вы принесли домой. Если вы не хотите получить вместе с яблоком какой-либо вирус, то лучше их помыть. Моя мама вообще все моет с мылом. Я обрабатываю все овощи и фрукты кипятком.
- С помощью люминометра вы узнавали количество грязи на поверхностях. В каком состоянии находятся заведения в Киеве?
- Мне было интересно проверить то, к чему мы чаще всего прикасаемся – терминал, кнопки на весах, лента на кассе, куда складываешь свой товар. Все это было грязным. За все 18 проверок я только в одном судке увидела показатель чистоты – 0. Это говорит о том, что мы должны мыть все, что попадает домой.
В ТЕМУ
- Как изменилась ваша жизнь за время карантина?
- Моя жизнь кардинально изменилась, ведь я увидела, как проявляют себя люди. Все "сняли с себя маски" и показали такими, какими они являются на самом деле. Я благодарна карантину за то, что другими глазами посмотрела на свое окружение, на ситуации, на себя. Был момент, когда меня поднакрыло. Понимала, что мне нужно чем-то заниматься – чтобы вся эта внутренняя энергия вышла из меня. Я начала вести дневник, даже уехала на 4 дня в Карпаты. Мы ходили с подругой в горы, и после этого мне полегчало.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
"Ревизор" Юлия Панкова: "Стало сюрпризом, что на меня никто не нападал"
В десятом сезоне проекта заведения и гостиницы туристических городов Украины проверяет Юлия Панкова.