Пресс-конференция, посвященная первому году Владимира Зеленского на посту президента Украины, частично была посвящена вопросам экономики. Глава государства как мог дистанцировался от неудобных вопросов, но в целом картину того, что ждет простых украинцев в ближайший год, сложить можно. Мы спросили экономистов, можно ли выполнить обещания президента и какие выводы они сделали из его оговорок.
О дешевых кредитах
В самом начале пресс-конференции Владимир Зеленский пообещал украинцам ипотечные кредиты под 10% годовых. При этом он готов "додавить" банковскую систему, чтобы финансисты снизили процентные ставки.
- Уже год я, честно вам скажу, борюсь, и это уже второе правительство, чтобы у нас ипотека была по 10%. В ближайшее время в Украине впервые за много лет у нас будет ипотека для каждого гражданина Украины под 10%, - заявил Зеленский.
Эксперты говорят, что такое возможно, но не в ближайшее время. Да и раздавать кредиты в кризис – рискованно.
- Если НБУ снизит учетную ставку до 7%, как он это планирует, тогда появится некий шанс на ипотеку 10-13%, - заявил "КП в Украине" экономист Даниил Монин. - Но в кризис брать ипотеку крайне рискованно, ибо непонятно, когда это закончится и как будет развиваться ситуация. Банки тоже будут стараться поменьше рисковать. Поэтому возможны варианты - ипотека под плавающую ставку НБУ + 2-3% за счет средств от НБУ. Сейчас такие механизмы Нацбанк как раз запускает.
Правда, не все эксперты верят в дешевые кредиты в ближайшее время. Причины тут не только в ставке рефинансирования, но и в других рисках для кредиторов. Причем ипотеку под 10% обещал еще премьер Алексей Гончарук осенью, но, как говорится, воз и ныне там.
- За полгода ничего кардинально не изменилось, - прокомментировал ситуацию эксперт Института Growford Алексей Кущ. - У нас были периоды, когда инфляция не просто снижалась, а уходила в дефляцию, ниже нуля. Но ставки не опускались ниже 15%. Основные причины: девальвационные ожидания и системные риски. НБУ отказался реализовывать прогнозируемую валютную политику (речь не идет о фиксированном курсе), и любой банк рассматривает кредитный процент через призму своп-курса на срок кредитования. Что касается рисков, то здесь целый пакет: суды, низкая защита прав кредиторов и инвесторов. В этой ситуации высокий процент работает как страховка, и заемщик платит за себя и того парня, который не погасил ипотеку. Даже при относительно низкой инфляции. Ведь риск невозврата вследствие неэффективных механизмов взыскания не зависит от динамики цен. А значит, нужно не просто ждать, когда инфляция снизится, задыхаясь в монетарной удавке НБУ и по причине замедления темпов роста доходов населения. Нужно начинать реальные реформы.
Об инвестиционных нянях и легализации капитала
Также президент не перестал придумывать новые способы привлечения инвесторов. По его словам, Украина откроет инвестиционный офис в сентябре 2020 года под руководством экс-главы правительства Аджарии Левана Варшаломидзе, который строил Батуми.
- Мы приняли решение - один отдельный прозрачный инвестиционный офис будет работать уже в сентябре, - заявил Зеленский. - И только он будет заниматься всеми инвестициями.
Кроме того, инвесторы смогут получить доступ к инструменту инвестиционных нянь при инвестициях в $30 млн, а не $100 млн, как предусматривалось раньше.
- В Украине есть национальный вид спорта - ходьба по граблям, - комментирует идею с инвестиционными нянями Алексей Кущ. - Я не знаю, действительно ли президент верит, что таким образом удастся привлечь инвесторов, или эту мысль ему вкладывает в голову окружение, или это обычное генерирование пустых смыслов. Изначально было понятно, что идея инвестняни – ущербна. И пока у нас нет защиты прав инвесторов, сколько ни снижай порог для выделения этой самой инвестняни, толку не будет.
По его словам, в отличие от Сингапура, где эта идея сработала в 60-х годах прошлого века, в Украине она не сработает. Система принятия решений в нашей стране очень сложна по своей структуре и затрагивает большое количество органов власти. И если министру смогут позвонить из Офиса президента, то на местах такого влияния нет.
- Инвестиции не приходят в институционально незрелую страну, - продолжает Алексей Кущ. – А заявления президента о том, что он усилит полномочия Антимонопольного комитета (АМКУ), как раз и говорят о слабости институтов в Украине. Президент не должен влиять на АМКУ, а Зеленский этого не понимает.
Также эксперт раскритиковал идею с легализацией капиталов хоть под 5%, хоть под 0%, как это предложил Зеленский.
- Перед легализацией нужно устранить причину появления теневых капиталов и устранить ее, - продолжает Алексей Кущ. - В данном случае это неэффективная налоговая система и функционирование рентной экономики. В противном случае сразу после проведения легализации начнут появляться новые теневые капиталы, и такую легализацию придется проводить регулярно.
Об МВФ и печатном станке
Владимир Зеленский заявил, что подпишет банковский закон, необходимый для привлечения кредитов МВФ, а также пообещал, что Украина не будет печатать деньги, как это делает ФРС США или ЕЦБ. Эксперты и в этом случае говорят, что президент либо не компетентен, либо не говорит всей правды.
- Деньги уже печатаются, - говорит экономист Даниил Монин. – Происходит это через механизмы рефинансирования НБУ коммерческих банков. Наверное, президент просто не в курсе. С конца апреля НБУ начал выдавать кредиты рефинансирования коммерческим банкам, которые покупают облигации внутреннего госзайма Минфина на аукционах. Фактически это и есть эмиссия гривны.
Что касается продолжения сотрудничества с МВФ, то эксперты говорят, что Украина оказалась в заложниках между интересами внешних кредиторов и олигархов.
- Победила стратегия внешних кредиторов, - говорит Алексей Кущ. – Нужно было реструктурировать долги и проводить денежную эмиссию, в этом случае мы бы получили после девальвации резкий рост экономики. Но решили позволить олигархам и дальше выводить капиталы по хорошему курсу при довольно жесткой монетарной политике НБУ. Переговоры с МВФ выглядели так, что правительство оказалось зажато между МВФ и олигархами. Под натиском фонда они отступили на определенные позиции, и как машина бампером упирается в высокий бордюр, так и чиновники почувствовали сзади давление олигархов. И идти на дальнейшие уступки МВФ не стали. В итоге, мы вернулись к парадигме возврата долгов, но получили урезанное финансирования - вместо 10 миллиардов долларов мы получим сумму в несколько раз меньше – около 2-3 миллиардов долларов. А это в свою очередь приведет к медленному удушению экономики.
Нет стратегии
Послушав ответы на вопросы журналистов, экономисты в очередной раз заявили, что у президента нет стратегии и визии в экономике.
- Владимир Зеленский постоянно подчеркивал, что он сам принимает кадровые решения и не зависит от олигархов, - резюмирует Алексей Кущ. – Мне кажется, что это оговорки по Фрейду. Мол, "олигархическое мурло" лезет в форточку госуправления, но мы с ним боремся. Хотя на самом деле мы видим, что происходят рецидивы олигархического и внешнего управления, как это было и раньше. Также меня удивляет некоторая "совковость" в смыслах, которые озвучивает президент. Он вроде бы не из системы, но, как и предшественники, говорит о мостах и дорогах, как будто он на пленуме ЦК. Ну не будет говорить президент Франции о новом мосте через Сену. А Зеленский заявляет о строительстве моста в Запорожье. Зачем? Чтобы лично перерезать ленточку? От президента ждут визию и стратегию развития страны, а этого мы как раз и не видим.
Кроме того, по словам эксперта, власть не понимает уровня угроз и с каким кризисом может столкнуться Украина уже осенью этого года и продлится как минимум до зимы 2021 года. И сегодняшнее состояние экономики Алексей Кущ назвал пиром во время чумы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Оксана Билозир о поисках Зеленским министра культуры: Люди мыслящие не хотят в этом участвовать