Сингапурское экономическое чудо: возможно ли оно в Украине

Нужно ли нам воспользоваться чужим опытом 50-летней давности.

Фото: Википедия

О том, что Украина может повторить путь стран-"единорогов" и для этого даже готова предоставить специальных "инвестиционных нянь", которые бы водили инвесторов за руку, президент Владимир Зеленский сказал в Давосе. 

Но реально ли для нас повторить путь того же Сингапура?

Откуда взялись "няни"

Вот что писал автор сингапурских реформ Ли Куан Ю в своей книге о начале привлечения инвестиций: 

"В августе 1961 года мы образовали Управление экономического развития. Винсемиус (Альберт Винсемиус - голландский экономист, экономический советник в Сингапуре в 1961-1984 гг. - Авт.) рекомендовал создать его так, чтобы инвесторы имели дело с одним агентством, а не с большим числом отделов, департаментов и министерств. Это агентство должно было решать все проблемы, возникавшие у инвесторов, - будь то земельные вопросы, снабжение электроэнергией и водой или охрана окружающей среды и обеспечение безопасности труда".

Как видим, речь идет не об одном человеке, а о целом агентстве, так откуда же взялась "няня"?

- "Инвестиционная няня" придумана в Украине и с самого начала была нацелена на хайп, - уверен эксперт института GROWFORD Алексей Кущ. - Ситуация следующая: Зеленский едет в Давос, ему нужно представить страну, но снова рассказывать про первое место по подсолнечному маслу и зерну - не комильфо. Чтобы попасть если не на первые полосы европейской прессы, то хотя бы на четвертые-пятые, нужно хайпануть. Стали изучать идеи других стран, годные для того, чтобы заполнить информационное пространство. Главная цель термина "инвестиционная няня" - привлечь внимание, обрасти шутками, критикой, сарказмом, мемами и пародиями, чтобы максимально усилить медийный эффект сказанного. 

Таким образом, резюмировал эксперт, критики идеи автоматически становятся ее пиарщиками. С точки зрения рекламы - беспроигрышный ход, а вот с точки зрения экономики эффект сомнительный. Давос - территория смыслов, где далекая от реальности футурология тесно переплетается с моделями развития, актуальными для нынешнего состояния глобальной экономики. Если есть что сказать миру, Давос может стать отправной точкой роста инвестиционной привлекательности страны. Если все сказанное - банальности или пустая риторика, эффект будет обратным. 

- Зеленский выполнил главную задачу: провел маркетинговую кампанию Украины как страны с невероятно большим потенциалом, - говорит аналитик TeleTradе Сергей Родлер. - Но, как это часто случается, рекламные образы оказались приукрашены, а реальность не дотягивает до заявленных стандартов. Основная проблема - отсутствие реально привлекательных объектов для приватизации: практически все эффективно функционирующие организации уже приватизированы.

Автор сингапурских реформ Ли Куан Ю. Фото: Википедия

Украина - не Сингапур

Сингапур 60-х годов ХХ века - постколониальная страна с серьезной азиатской спецификой: коррупцией, личными связями, запутанными чиновничьими коридорами, рассказывает Алексей Кущ. На первый взгляд, параллели с Украиной прослеживаются, если бы не два существенных "но". Во-первых, Сингапур - это страна-город, он очень маленький. Во-вторых, в 60-х годах прошлого века, когда Ли Куан Ю начинал свои реформы, не существовало сегодняшних цифровых инструментов по работе с инвесторами - поэтому и понадобились физические сопровождающие, которые водили "за руку" по кабинетам.

В отличие от Сингапура, Украина - огромная страна. Система принятия решений - хоть по горизонтали, хоть по вертикали - очень сложна по своей структуре и затрагивает большое количество органов власти. Часть вопросов решается в министерствах, часть - на уровне областного руководства, часть - на уровне территориальных громад. И если министру еще можно позвонить "сверху" и поспособствовать "зеленому свету" для инвесторов, то в местный совет от президента вряд ли будут звонить. Сингапур же - хоть и рыночная, но все же тоталитарная страна, где не существовало никаких местных советов, которые могли бы сказать: нам это производство не подходит, потому что оно может загрязнять окружающую среду. Раз сказано "здесь будет завод" - значит, здесь он и будет.  

Вот таким был Сингапур до прихода "инвестнянь"... Фото: Соцсети

Для нас пример - Казахстан

По словам Алексея Куща, "пряники от Зеленского" для инвесторов в виде "суперняни", налоговых каникул и специального арбитражного суда выглядят интересно лишь на первый взгляд, ведь на самом деле являются хаотичным копированием чужого опыта. И если "няни" скопированы в Сингапуре, то отдельный суд и английское право для инвесторов - это выхваченная из контекста казахская идея по созданию финансового хаба.

- Преградой для инвестиций в Украине является отсутствие удобного окна входа для инвесторов, - считает эксперт. - Это мог бы быть аналог наших центров предоставления административных услуг, но без очередей. И здесь нам нужно воспользоваться не опытом Сингапура 50-летней давности, а современным опытом Казахстана, который пару лет назад создал международный экспат-центр с инвестиционными хабами. 

По мнению аналитика, в ближайшее время финансовый центр в Астане может войти в двадцатку крупнейших финансовых площадок мира. Его стартовый успех объясняется несколькими факторами: организация функционирования на принципах английского права; льготный налоговый режим; независимый финансовый суд и иностранный судейский корпус; независимая система арбитража; организованная по западным стандартам биржа; собственный регулятор. Этот центр решает весь перечень вопросов - от получения вида на жительство до разрешений на ведение бизнеса и выделение земли. Инвестор общается только с этим открытым окном, и вся эта огромная машина работает вне зоны его видимости. Никакая "инвестиционная няня", даже разорвавшись на сотню нянь, не сможет справиться с таким огромным объемом документации. 

Главное, что не нравится потенциальным инвесторам в нашей стране, - это высокий уровень личностного участия, отмечает Кущ. Это очень субъективный фактор, и ни один инвестор не хочет ставить себя в зависимость от одного человека, пусть даже и со знанием пяти языков. Инвесторы хотят видеть системный механизм, который работает на основании четких регламентов и ответственности за нарушения. А это другая модель по сравнению с вождением инвестора за руку. 

КСТАТИ

В рейтинге индекса глобальной конкурентоспособности, составленного Всемирным экономическим форумом, Украина в 2019-м опустилась на две позиции и оказалась на 85-м месте из 141 страны. При этом страны, которые не входят в топ-50, как правило, воспринимаются инвесторами как экономические лузеры.

В ТЕМУ

Проблемы с репутацией

Сингапурский опыт не подходит нам еще и потому, что Ли Куан Ю первым делом увеличил зарплаты судей и чиновников до сотен тысяч долларов в год, напоминает Сергей Родлер. Подобные действия в украинских реалиях приведут к масштабным протестам.

- В последние годы прогресс медленно продвигается: поддержка сельской отрасли позволила увеличить экспорт культур из страны до рекордных 18,8 млрд долларов в 2019-м, идут подвижки по земельной реформе, - говорит эксперт. - Проблема в том, что сегодня уже все страны осознали прелесть иностранного капитала, поэтому конкуренция за инвесторов идет серьезная. А репутация у Украины не самая хорошая: нестабильная политическая обстановка, проблемы с долгами, коррупция. Поэтому пока можно было бы сосредоточиться на поддержке украинских стартапов: предоставить льготы и обеспечить финансовой поддержкой технологические компании, которые сейчас активно пробиваются на международный уровень. Успех таких компаний станет магнитом для инвестиций, в отличие от метафор лидера страны. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Чему нас должно научить экономическое чудо Сингапура

Поскольку в эти дни я слушаю всяческое блеяние по поводу "сингапурского чуда", хочу все-таки внести ясность. (В воскресенье скончался сингапурский лидер Ли Куан Ю, которого считают отцом экономического чуда в этой стране. - Ред.)