После отмены "закона Савченко" из тюрьмы досрочно выйдут еще 60 000 заключенных

Положительные последствия изменений, принятых Радой, Украина ощутит не раньше, чем через 3 – 5 лет, считает эксперт.

Фото: УНИАН

После принятия Радой законопроекта, который отменил "закон Савченко", массовый досрочный исход заключенных из колоний продолжится. 

- Я полностью приветствую решение, которое 18 мая приняли депутаты. "Закон Савченко" вносил дестабилизацию в систему уголовного права и давал возможность организованной преступности пополнять свою армию проверенными бойцами, - прокомментировал для "КП" в Украине" бывший руководитель пенитенциарной службы Сергей Старенький. – Но радости на самом деле мало.

По его словам, порядка 60 тысяч заключенных, которые подали на пересчет срока или которым пересчет уже сделан по суду, не прекратят досрочно выходит на свободу.

- И так будет продолжаться в течение ближайших 3 – 5 лет. Раньше положительные последствия отмены "закона Савченко" мы не ощутим.

Закон, возвращающий все на круги своя – то есть, год в СИЗО за год наказания, а не год за два, как гласили прежние поправки в Уголовный кодекс, вступит в силу только после подписания его президентом и опубликования.  Таким образом у заключенных, которые не успели подать заявление в суд о пересчете срока, есть на это время.

Более того, даже те заключенные СИЗО, которые находятся под судом и еще не выслушали приговор, будут пользоваться "льготой Савченко". Пересчет сроков им обязаны сделать ровно до того дня, как закон будет опубликован в правительственной прессе.  Например, Неле Штепе, которая находится в следственном изоляторе три года, засчитают это время как шесть лет отбытого наказания.

Вышедшие на свободу убийцы снова убивали 

Закон Савченко много раз критиковали, указывая, что осужденные освобождались и тут же совершали преступления. 

В Никополе осень 2016 года с разницей в три недели были убиты две девушки. Их задушили. Когда задержали подозреваемого, выяснилось, что 7 лет назад его осудили за убийство с удушением. Вышел он на три года раньше от ожидаемого срока по новому закону. Или в Кировоградской области освободившись по "закону Савченко", рецидивист ограбил 14 человек. 

В Тернопольской области осужденный за убийство ребенка вышел на свободу и через время убил мать покойного ребенка

Глава МВД Арсен Аваков также критиковал норму, уверяя, что криминогенная ситуация будет только ухудшаться, поскольку люди выходят на свободу. 

После этих слов появилась идея отменить формулу "день за два" для осужденным по тяжким преступлениям. Но никто не ожидал, что она закончится ликвидацией для всех. Правозащитники, скорее всего, раскритикуют это.

Мнение адвоката

Адвокат Надежды Савенко в России Илья Новиков считает, то закон Савченко – правильный. В интервью "КП в Украине" он сказал, что претензии к нему больше популистские, чем содержательные.

- Постоянно напоминают, что выпустили восемь тысяч человек, из которых почти тысяча уже вернулись в тюрьмы. Это было понятно с самого начала, что так будет, как и то, что это ситуация разовая и она больше не повторится.

Массовый выход был только при введении закона в силу в 2016-м, когда задним числом пересчитали срок осужденным ранее. Сейчас к "закону Савченко" уже все приспособились, он действует в том режиме, как задуман. Следствие знает, что оно не может годами мариновать человека в СИЗО. Работать надо быстро.

А если дело дошло до приговора и судья видит, что перед ним совершеннейший злодей, которого надо посадить на максимальный срок, держа в уме, что по "закону Савченко" преступник уже просидел четыре, то накидывает годы и в итоге все равно сажает на 10 лет. И на самом деле проблема не в этом законе, а в остальном Криминальном кодексе. Он ужасно устарел.

Когда говорят: "Вот убийца получил восемь лет, а по "закону Савченко" вышел через два", это на самом деле вопрос к Криминальному кодексу. Почему у вас убийца получает всего восемь лет? Это ненормально, когда за кражу булки и за убийство можно сесть на один и тот же срок. По-хорошему, все это должно стать поводом написать новый современный кодекс.