Глава Госкино Филипп Ильенко: "Все, что мы запретили, к искусству имеет достаточно отдаленное отношение"

Руководитель ведомства объяснил "КП" в Украине", почему распустил экспертную комиссию и о своем отношении к происходящему в информационном пространстве.

Фото: Оскар ЯНСОНС

Вот уже вторую неделю не стихают споры вокруг отечественного сериала "Не зарекайся" (канал "Украина"). Усмотрев в одной из серий крамолу, несущую угрозу национальной безопасности, фильм отдали на перепроверку экспертной комиссии при Госкино. И когда эксперты сериал оправдали (11 голосов против пяти), ее попросту расформировали.

Решение Филиппа Ильенко о роспуске экспертной комиссии возмутило многих. В том числе и нас, ведь данная ситуация очень уж напоминает цензуру времен СССР. И поступок главы Госкино как минимум выглядит недемократично.

"КП" в Украине" решила получить объяснения из первых уст.

"Результат наших действий будет ощутим через несколько лет"

- Филипп Юрьевич, когда вас назначали на должность руководителя Госкино, вы догадывались, что вам придется заниматься разнообразными запретами?

- Я знал, что буду этим заниматься, просто не все об этом догадывались. Когда пришел на должность, точно знал, что относится к предмету моей компетенции, какие проблемы лежат перед нашей культурой и какие угрозы.

Одна из угроз (она еще не снята) - угроза информационной безопасности. Об этом давно говорили, но очень мало делали, чтобы изменить ситуацию. А сейчас сделано достаточно много, чтобы привести к бесповоротным изменениям. Мне хочется верить, что именно бесповоротным.

- Раньше Госкино не было ни слышно, ни видно. А сегодня ваше ведомство - один из ньюсмейкеров украинского информпространства. Почему?

- Результат сегодняшних движений Госкино будет ощутим через несколько лет, потому что игла так называемого российского продукта, на которой много лет плотно сидело наше общество, слишком глубоко вошла. А ведь под видом этого продукта заходила откровенная пропаганда, заходил такой хитрый ингредиент, который размывал украинскую идентичность и навязывал нам ощущение, что мы полностью находимся в российской информационной и культурной сферах влияния.

Потому очень важно четко обозначить проблему: делая какие-то движения, мы не имеем права закрывать глаза и говорить про какие-то вещи, мол, это "свобода творчества" и "как можно запрещать искусство". Я ответственно заявляю, что мы не запрещаем искусство, потому что практически все нами запрещенное к искусству имеет достаточно отдаленное отношение. Это просто похоже на кино, но это не искусство.

- Но запрет - это, по сути, цензура!

- Знаете, есть незыблемые вещи, которые существуют в каждом обществе, которое мы считаем демократичным и воспринимаем как образец. Я себе не представляю фильма, снятого в США, где всерьез и очень объемно будет показан характер террориста, который подрывает башни-близнецы в Нью-Йорке, что будет рассказана его предыстория, где бы он выступал как хороший семьянин и т.д. Никто этот образ обелять не будет, потому что никому это не нужно.

- А что нам нужно? Чего вы добиваетесь в этом скандале с сериалом "Не зарекайся"?

- Нам нужно, чтобы такая дискуссия состоялась. Чтобы была выведена линия, определяющая, находимся ли мы в зоне творческого высказывания или переходим черту и становимся коллаборационистами и действуем вопреки интересам страны.

О патриотизме экспертов

- После скандала с сериалом "Не зарекайся" вы распустили экспертную комиссию по вопросам кино, от вас прозвучала фраза, что новый состав комиссии "в своих решениях прежде всего должен руководствоваться принципами патриотизма". И как же вы будете проверять новых экспертов на наличие патриотизма?

- Я вообще не представляю себе, что можно не быть патриотом своей страны. И я удивлен тем, что моя фраза о патриотизме вызывала у некоторых людей неоднозначную реакцию. Меня расстраивает, что на третий год вооруженного конфликта в нашей стране, после оккупации Россией Крыма у нас возникают дискуссии - нужно ли быть патриотом? Им должен быть каждый гражданин, а особенно госчиновники и люди, которые входят в состав каких-либо комиссий при госструктурах.

Поскольку сегодня роль экспертной комиссии значительно выросла, формирование нового состава должно происходить открыто, прозрачно и при участии широкого круга профессионалов и небезразличной общественности.

- Как и когда вы собираетесь утвердить новый состав экспертной комиссии?

- Мы объявили, что принимаем предложения по кандидатурам, но уже возник вопрос, почему в такие маленькие сроки. А тут еще Пасха, думаю, что срок действительно продлим. Ну а дальше проведем обсуждение с привлечением общественного совета, который действует при Госкино.

Я вам скажу, что важен даже не столько персональный состав, сколько принципы работы новой комиссии. Насколько она должна быть открытой, насколько должны быть четкими критерии оценки, насколько они могут быть четкими, ведь речь идет о субъективном предмете оценки определенного культурного продукта. И ситуация последних лет в Украине должна быть при этом учтена.

- Имеют ли возможность в новую экспертную комиссию войти представители из старой?

- Экспертная комиссия утратила кредит доверия как коллективный орган, и речь идет о его обновлении - это как перевыборы парламента.

Это не значит, что персонально каждый член комиссии не является профессионалом или не вызывает лично у меня чувства уважения. Нет. Я говорю, что после того решения, которое приняла комиссия, возмущение общества было гораздо большим, чем после трансляции серии "Не зарекайся", которая вызвала скандал. Это потому, что общество хочет в решениях подобных комиссий видеть прозрачность, ответственность и, главное, понять, чем она руководствовалась.

И чтобы все дальнейшие решения этой комиссии были легитимными с общественной точки зрения, необходимо ее перезагрузить. Не разогнать - я заостряю внимание на этом моменте - а перезагрузить.  А если кто-то из прежнего состава подаст заявку и его поддержат, почему бы нет? 

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Нацсовет вынес каналу "Украина" предупреждение и обратился в СБУ

Национальный совет по вопросам ТВ и радиовещания провел внеплановую проверку канала "Украина" относительно скандальной 66-й серии сериала "Не зарекайся" (подробности - на сайте kp.ua). Результат - члены ведомства обратились к СБУ с просьбой дать свою оценку фильму, а также вынесли каналу предупреждение.

Объявление предупреждения не влечет катастрофических последствий, компании дается время на исправление нарушений. А вот второе предупреждение уже может привести к штрафу и обращению в суд с требованием лишить канал лицензии на право трансляции.

Несмотря на то что все решения Нацсовета носят рекомендательный характер, зачастую каналы стараются не усиливать конфликт с ведомством, поэтому высока вероятность того, что "Украина" на следующей неделе снимет сериал "Не зарекайся" с эфира. Вчера же планировали показать 77-ю серию (из 100). 

В ТЕМУ

В фильме есть запрещенный Харатьян, но при чем здесь кино? Фото: Кадр из фильма "Аврора"

Фильм "Аврора" Оксаны Байрак никто не запрещал

Об этом "КП" в Украине" заявили в Госкино.

26 апреля, в день 30-летия Чернобыльской трагедии, разразился скандал вокруг фильма "Аврора". Снятая в 2006 году режиссером Оксаной Байрак картина посвящена именно этой теме. И 10 лет назад украинская кинолента даже претендовала на "Оскар". 

Оксана Байрак, не особо разбираясь, со свойственной ей импульсивностью резко высказалась по этому поводу в Фейсбуке.

Эхо скандала

Шустер теперь сможет есть

Телеведущему временно вернули право работать.

"Ко мне поступило заявление гражданина Шустера, и, реагируя на этот документ, мы приостанавливаем наше решение до выяснения обстоятельств, - заявил Сергей Кравченко, и. о. председателя Госслужбы занятости, которая до этого запретила телеведущему работать в Украине. - Таким образом, на сегодняшний день разрешение на применение труда гражданина Канады Шустера № 43388 действительно до выяснения обстоятельств".