После убийства рома в школах Львова созывают экстренные родительские собрания. На них будут обсуждать с психологами, социальными педагогами и полицейскими подростковую психологию и толерантность.
"Взрослые научили"
После нападения на ромский лагерь и убийства одного из них, Львов затих. Чувствуется напряженность, настороженное ожидание последствий. С тем, что они должны быть, причем суровые, жители согласны – ведь речь идет об убийстве. Даже возраст (большинство нападавших были подростки под руководством 20-летнего), не оправдывает трусливое поведение – нападать на спящих беззащитных женщин, детей. Конечно, пострадали и мужчины, но ударами по ребенку и девушке тоже никто не брезговал… Так "рыцари-патриоты" не поступают.
Но это – дети, от чего еще страшнее. Школьники взяли в руки ножи и пошли против тех, кого порицать и осуждать, по сути, их научили взрослые. Сами же взрослые, даже из радикальных организаций, не рискуют марать руки.
Сейчас во Львове едва ли не каждый чувствует себя немножко виноватым. Кровь убитого рома бросила тень на весь город и его жителей. В Закарпатье представители ромской общины и организаций пришли под облгосадминистрацию, требуя наказать виновных в убийстве во Львове.
- Это неприятие иных, которое насаждается в нашем обществе. Неприятие русских, неприятие цыган, неприятие тех же венгров. Список бесконечен, ему потакает реклама, СМИ. Всегда травили "не таких" - толстых, заикающихся, представителей ЛГБТ и других отличающихся от большинства, - говорит бывший школьный учитель Владимир Омелянович. – А в последние годы смотрите, как усилилось это со стороны националистических партий. Дети растут в этих условиях, каждый день подобное слышат из телевизора, читают в соцсетях. Никого сильно не удивляют слова из уст вполне взрослых людей, что русскоязычных нужно убрать. Сейчас только вектор поменялся – с русских волна хлынула на ромов.
- Антицыганские патрули, подогревшие скрываемую ненависть и неприятие в обществе, только поспособствовали этому, - поддерживает предприниматель Роман Федоркив. - О них снимали сюжеты, писали СМИ – ребенку фактически дали нового врага, рома. А у детей нет чувства ответственности, в отличие от взрослых, они не просчитывают последствия. Если подросток встрял в драку с взрослым, пострадали оба, отвечать все равно будет взрослый, порицать будут его, а не дитятку. И дитятка уверена в своей безнаказанности, берет в руки нож…
|
Дети: "Ребята не правы"
Впрочем, обсуждать трагедию, которой закончился погром ромского лагеря фактически еще детьми – школьниками, готов не каждый. Люди согласны – это неправильно. Убивать? Нет. Избить? Ну… "А вот они нам, а почему мы не можем"? Вот тут начинаются разные версии и определения "нормы" поведения в отношении ромов.
Власти не могли обойти ситуацию стороной. В преступлении подозреваются школьники, те, которые месяц назад стояли с цветами на последнем звонке в нескольких школах Франковского района Львова. Хорошо знакомые местным жителям парнишки-патриоты с большим будущим. В 16-17 лет будущее всегда таким кажется, особенно – если ты из хорошей семьи. А они, говорят, именно из таких – это не дети зеков, матерей-алкоголичек, не малообеспеченные. Теперь их ближайшее будущее, по крайней мере - части из них, наверняка пройдет на зоне.
В понедельник в департаменте гуманитарной политики Львовского горсовета решили провести экстренные родительские собрания в школах. Они назначены на вечер 26 июня. Небольшие школьные общества гудят, как растревоженный улей.
- Ровесники моего сына убили этого мужчину, напали на лагерь посреди ночи! – говорит мама львовского десятиклассника Марьяна Романовна. – Волосы дыбом поднимаются. Ребенок каждый день приходит домой, ужинает, что-то рассказывает, а в это время у него в голове выстраивается план убийства. Страшно. Но и что я делаю? Работа-дом, где нужно убрать, приготовить, постирать – поговорить с сыном даже времени нет. Теперь каждый вечер буду с ним общаться.
Дети также обдумывают случившееся. Сказать, что шокированы - нельзя, но то, что это – неправильно (хотя это очень мягко сказано), говорят прямо.
- Убивать, если тебе не нравится человек… Не знаю, что и сказать. Может, и я кому-то не нравлюсь, но я же не причиняю никому вред, как и эти люди. Разве я заслуживаю смерть за то, что кто-то не одобряет мою одежду или поведение? – размышляет робкая девчушка Таня из 9-го класса школы в центре города. Дети до сих пор приходят в школу помогать, и обсуждают случившееся с учителями и между собой. Сходятся в одном – ровесники из Франковского района не правы.
|
Первый шаг к нацизму
Родителей уже обзвонили, соберутся в школе все, кто не уехал в отпуска. Будут привлекать психологов, социальных педагогов и полицейских. Основная тема сборов – толерантность.
- Что такое толерантность? Это с искусство сосуществовать, искусство совместной жизни, - говорит "КП" в Украине" директор школы №21 Валентина Звежинская. – На собрании вечером будет обсуждаться психология подростков, ведь с детьми творится что-то страшное, и это массовое явление - речь не о тех школах и не о тех детях. Случившееся - следствие того, что дети безнаказаны, у них много прав, но нет обязанностей. Они не понимают, что человеческая жизнь – это наивысшая ценность. И эта трагедия – показательный случай того, что происходит в головах у подростков. Они постоянно сидят в гаджетах, играют в игры, а "стрелялка", если вдуматься, что это - бац-бац, постреляли, вышли на другой лэвел, и все счастливы - но что-то в голове откладывается, обесценивается человеческая жизнь.
Сложный возраст у детей, отмечают педагоги, начинается на несколько лет раньше, чем прежде – подростковые проблемы проявляются уже в 10-11 лет. До 16-17, такого возраста подозреваемые в преступлении, ребенок достаточно напитывается агрессией, черпаемой из игр, интернета, телевизора. А особенно, если ему промыли мозги и дали идею, послав за нее "бороться".
- Когда такое происходит в Киеве, или еще где – осознаешь, перевариваешь, но, когда у тебя во Львове, под боком – воспринимаешь уже совсем по-другому, - говорят педагоги львовских школ. – Что-то у детей в голове должно перемкнуть. Нет, они не больные, но представьте, что вы идете с ножами, молотками, палками целенаправленно, сознательно громить людей, которые спят. Неизвестно, как у детей, ухвативших этот адреналин, не хочется говорить – кайф, дальше будет развиваться мышление, восприятие.
- Им промыли мозг, они шли с верой, что делают благое дело, "очистят от скверны", но где же грань? – спрашивают учителя. – И это было спланировано. Спонтанно можно пойти на кофе после работы или с друзьями погулять, но спонтанно не возникают мысли кого-то бить или убивать.
На вопрос: "Что делать, чтобы не допустить такого?" однозначного ответа нет. По словам психологов, родители должны больше интересоваться детьми и тем, чем они занимаются – даже тем, во что играют на компьютере, знать их друзей и иметь их телефоны. Конечно, возникает также вопрос, почему дети ночью были не дома. Но категорическим в этом вопросе может быть только тот, у кого нет детей-подростков – чтобы удрать гулять с друзьями, могут наплести, что угодно.
|
"Детей жалко – ромов нет"
Львовяне придерживаются разных мнений. В защиту ромов выступают далеко не все. Некоторым, скорее, жалко "детей, которые теперь пострадают из-за ромов". А находятся и такие, которые уверены в том, что ромы "сами спровоцировали деток, и сами убили своего, потому что думали, что это – "наш"". Правда, о том, что детки же сами зашли в глушь уже практически загородом, где был разбит лагерь, прихватив с собой ножи, цепи и молотки – это не жилой район и не прогулочный парк, не задумываются. Для многих, как обычно, виновата власть и полиция. Убийство вновь всколыхнуло волну ненависти к ромам в соцсетях – пользователи уверены, что рано или поздно такое бы произошло, и, может, это только первый прецедент. Уж слишком кое-кому намозолили глаза ромские дети-попрошайки в транспорте, группки ромов, обворовывающих людей на вокзалах и в центре, их шалаши в лесополосах… Как будто какая-то чистка началась в стране – там бездомного убили, тут рома.
- А вы вспомните, с чего начиналась история нацистской партии - с идеи о чистой нации, затем о чистой Европе. Молодые люди также не вдумывались, их захватила идея: "Мы лучшие, я - лучший". А где же толерантность? - говорит Валентина Звежинская.
Впрочем, массово среди старшеклассников, говорят учителя, "крена" в сторону радикализма нет – да, за свою страну, за государство и украинский язык, ведь без языка нет нации. Но все, отмечают педагоги, в пределах разумного. Впрочем, так говорят и жители микрорайона, дети из которого сейчас задержаны – "все было в пределах разумного". Основное слово здесь – "было".
Тем временем
Подростков, причастных к нападению на лагерь, взяли под стражу на два месяца
Двум несовершеннолетним суд выбрал меру пресечения в виде содержания под стражей в понедельник, во вторник к ним добавился еще один подросток. Содержать под стражей школьников будут почти до конца летних каникул – 60 дней. Родители не смогут внести за них залог – такого права суд не предусмотрел. Ближайшее будущее других еще решается в суде.