Спустя неделю премьер-министр Владимир Гройсман наконец отреагировал на скандал с премиями руководству "Нафтогаза". Размер выплат в 45,6 миллионов долларов возмутил и простых украинцев, и экономистов. Теперь волна возмущения дошла и до премьера. Глава правительства попросил наблюдательный совет "Нафтогаза" пересмотреть размер премий руководству концерна. Столь высокие вознаграждения Гройсман назвал перегибом, передает "Гордон".
- Это компетенция независимого совета. Я был и остаюсь обеспокоенным таким решением. Поэтому я направил официальное письмо в независимый наблюдательный совет, с тем чтобы они пересмотрели свое решение и проинформировали Кабинет Министров Украины. Я ожидаю ответа на этот вопрос, – сказал Гройсман на заседании Верховной Рады.
Гройсман подчеркнул заслуги менеджмента "Нафтогаза", но все же считает, что высокие премии сегодня неуместны.
- Хотя стоит признать, что "Нафтогаз України" и его менеджмент одержали серьезную победу в интересах Украины в размере $4,5 млрд. Именно за это определил такое вознаграждение наблюдательный совет. Хотя я подчеркиваю, что это перегиб, – отметил глава правительства.
В мировой практике таких премий нет
Правлению "Нафтогаза" выписали премию за победу над "Газпромом" в Стокгольмском арбитраже. Общая сумма премий составила 45,6 миллионов долларов - это 1 процент от размера выигрыша в 4,56 миллиарда долларов. На сегодня из этой суммы уже выплатили 20 миллионов долларов. Остальную часть члены правления должны получить после исполнения "Газпромом" решения арбитража.
"КП" пообщалась с экономическими экспертами и аналитиками и выяснила, что после кризиса 2008-го подобные огромные бонусы больше не практикуются. К тому же "Нафтогаз" начал выплачивать премии до поступления на счет денег от "Газпрома".
- Если взять любой пример из реальной экономики по взысканию долгов, то выплата бонусов возможна лишь после полного выполнения проигравшей стороной всех требований, предписанных в судебном решении, - напоминает аналитик Алексей Кущ. – То есть, необходимо сперва дождаться, пока "Газпром" перечислит исковую сумму в пользу "Нафтогаза", а уже затем платить бонусы руководителям. Именно так поступают и адвокаты, и консультанты, и исполнительная служба. У нас же все слишком "по-нашему": деньги еще не поступили, а бонусы уплачены, причем за свои.
Еще один момент - размер бонусов. По одному иску "Нафтогаз" был должен "Газпрому", по другому – наоборот. По решению суда, положительное сальдо в пользу украинской компании составляет $2,56 млрд, поэтому один процент необходимо рассчитывать от этой суммы. Но в "Нафтегазе" рассчитали бонус исключительно от выигранной части, без учета суммы проигрыша.