Не все так очевидно…
Со времени бурного празднования безвиза и памятного заявления Порошенко о том, что "сегодня каждый украинец может и имеет возможность выпить фантастический кофе в Братиславе или улететь лоукостом в Варшаву, или посетить Венскую оперу" прошло чуть более 8 месяцев.
И хотя украинцы с самого начала отнеслись к заявлению Порошенко с известной доли иронии, эйфория все же присутствовала: Европа открыла нам свои двери!
Впрочем, совсем скоро стало известно, что все не так просто и однозначно. Первыми забили тревогу эксперты: мол, безвиз с ЕС всерьез грозит украинскому рынку труда потерей целого ряда специалистов!
В конце прошлого года на проблему обратил внимание вице-премьер – министр регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадий Зубко, заявив, что трудовая миграция – одна из самых больших угроз для Украины. И удержать сограждан в стране поможет разве что повышение зарплат – минимум до 16 тыс. грн.
В конце концов то, что с безвизом далеко не все так однозначно, как казалось на первый взгляд, понял и глава МИД Павел Климкин. По его словам, соглашение об Ассоциации и безвизовый режим несут определенную угрозу: украинцы буквально бегут из страны! А многие украинские школьники мечтают уехать из Украины и работать за границей.
Всему свое время
Сегодня, глядя на катастрофически падающий уровень жизни в стране, заявление Порошенко о братиславском кофе и Венской опере выглядит как насмешка. На какие шиши туда ехать? В то же время аналитик Алексей Кущ считает: все произошло как раз вовремя. И безвиз Евросоюз одобрил лишь после того, как начали действовать экономические механизмы отсечения "лишних гостей".
"Если бы нам дали безвиз в 2013 году, тогда, действительно, миллионы украинцев смогли бы махнуть в Братиславу попить кофе или в Прагу попить пиво, - рассуждает аналитик. – Причем, обманчиво было бы думать, что это выгодно самому Евросоюзу: для них спокойствие важнее, чем пару сотен миллионов евро, которые можно было бы заработать на массовом украинском туристе, который ехал бы в ЕС со своими бутербродами. А сейчас действует естественный фильтр: никто не едет, потому что не каждый украинец сегодня в состоянии оплатить поездку в Одессу или Херсон. Наши политики немного заигрались в "безвиз" и забыли, что реальный безвиз - это платежеспособный статус населения, а не соглашение на бумаге. На Луну тоже можно без визы полететь, но вряд ли украинцы туда рванут, по крайней мере, в ближайшее время".
Выиграли поляки
Зато безвиз упростил трудовую миграцию, в том числе и нелегальную, и выиграла от этого, в первую очередь Польша, считает Алексей Кущ.
Впрочем, данные пограничной службы говорят о том, что количество украинцев, устремившихся в ЕС, выросло не так сильно, как у нас об этом говорят.
"Начнем с того, что пограничная служба фиксирует количество пересечений границы, - поясняет президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. – Поэтому если житель приграничного района каждый выходной ездит в соседнее польское село, то за год получается много, и средние цифры выходят немалыми. По-другому считать не получится, тем более, что в целом, статистика неплохо показывает, куда устремились украинцы после получения безвиза".
Охрименко приводит следующие цифры: за 2017 год украинцы пересекали границу ЕС 16,5 млн. раз, но по сравнению с 2016 годом рост составил всего 3%. Так что, делает вывод эксперт, хотя число выезжающих украинцев и выросло, все же слухи о массовом выезде украинцев в ЕС сильно преувеличены.
Что касается Польши, то за 2017 год украинцы пересекли границу с соседями 10 млн. раз, что составило 60% всех поездок украинцев в страны ЕС. Но, что самое интересное в другом: безвиз не просто не увеличил количества желающих поехать в Польшу, но даже на 1% уменьшил!
"Дело в том, что гастарбайтеры уже давно облюбовали Польшу, и поэтому безвиз радикально ничего не поменял, - поясняет Охрименко. – И польская статистика это тоже подтверждает. За 2017 год на сезонных работах в Польше, а это наиболее популярная работа у украинцев, работали 1,1 млн. граждан Украины, в то время как в 2016-м - 1,3 млн. человек. Что касается работы по длительным трудовым визам, то их количество в 2017 году выросло всего на 8% по сравнению с 2016 годом. Поляки по-прежнему не очень охотно выдают длительные трудовые визы, так что их количество составило порядка 220 тысяч".
Что касается других стран ЕС, то за 2017 год Австрию посетило 115 тыс. украинцев, явно с целью посетить Венскую оперу. Существенно выросло число желающих откушать пиццу в Италии, паэлью в Испании, круасаны во Франции, колбаски в Германии и сами знаете что в Нидерландах.
Но если без шуток, то, говорит Охрименко, безвиз не спровоцировал бегство украинцев из Украины, хотя этим и пугали.
Зло для рынка труда и для валютного рынка
Что касается работы в ЕС, то, напоминает Охрименко, безвиз это запрещает. Но Польша, а вслед за ней и Венгрия, решили нестрого придерживаться этих правил, закрывая глаза на полулегальную работу украинцев в своих странах. И украинцы этим пользуются вовсю!
"В Украине главной фишкой безвиза для многих жителей считается возможность поработать в ЕС, пусть даже полулегально, - говорит Охрименко. – Но в мире все меняется быстро. И не исключено, что лет через 40-50 украинцы будут ездить в Европу только в турпоездки, а в Украину будут приезжать гастарбайтеры…"
Кстати, говорит Охрименко, пока безвиз является злом не только для отечественного рынка труда, но и для валютного рынка страны. Судите сами: за 2017 год украинцы сняли с платежных карточек на территории ЕС валюты на сумму около 3 млрд. долларов, в то время как европейцы в Украине потратили валюты только на сумму 550 млн. долларов, да и то во многом благодаря "Евровидению". Так что Украина в минусе.