Изначально никаких изменений в этой сфере не сулили. Еврочиновники и эксперты буквально горло сорвали, дабы эта мысль дошла до каждого: ехать в ЕС по безвизовому режиму с целью трудоустройства строго запрещено! И вот как гром среди ясного неба: везде запрещено, а в Польшу - можно! Варшава законодательно разрешила трудоустройство тем украинцам, которые въехали по безвизу на целых 90 дней, - то есть вполне достаточное время для сезонной работы. По окончании этого срока можно уехать домой, а можно легализовать свое дальнейшее пребывание в Польше, подав документы в воеводский отдел по делам иностранцев. Очевидно, что сделать это нужно до окончания срока легального пребывания в Шенгенской зоне, то есть не позднее, чем на 90-й день.
"Единственной и неповторимой" работодательницей Польша оставалась недолго - на этой неделе к ней присоединилась и Венгрия. Правительство Венгрии и раньше заявляло о нехватке 50 тыс. квалифицированных специалистов, а теперь перешло от слов к делу. 18 июля стало известно, что Венгрия разрешила украинцам работать без трудовой визы - достаточно иметь лишь биометрический паспорт. По аналогии с Польшей в течение 90 дней пребывания в ЕС, предусмотренных безвизом, украинцы могут работать в Венгрии без рабочей визы, а после окончания срока либо уезжать домой, либо получить разрешение на работу и проживание.
Эксперты рынка труда говорят, что такие нововведения в польском и венгерском законодательствах сильно облегчат украинцам жизнь. Судите сами.
Во-первых, можно трудоустроиться, минуя оформление рабочей визы.
Во-вторых, можно съездить на собеседование, лично поговорить с работодателем и убедиться, что на новом потенциальном месте работы вас все устраивает.
И, наконец, эти новшества уберегут украинцев от непорядочных посредников, которые брали деньги за информацию о вакансиях, делали фальшивые приглашения, да и вообще указывали в вакансии одного работодателя, а везли к другому, с худшими условиями труда.
Примечательно, что все эти новшества могут пригодиться подавляющему большинству украинцев. Как показал опрос, проведенный недавно порталом rabota.ua, 41% опрошенных готовы уехать из страны навсегда, а 38% хотели бы получить зарубежный опыт работы и вернуться. Лишь каждый шестой надеется, что сможет реализоваться как профессионал в родной стране (подробнее см. "инфографику").
При этом 41% опрошенных (кстати, в полном соответствии с прогнозами экспертов) признаются: они планируют воспользоваться безвизом для того, чтобы познакомиться с потенциальным работодателем.
Международные рейтинги и исследования раз за разом констатируют безрадостную картину: в Украине - самая низкая зарплата в Европе и одна из самых низких в мире. В свое время даже президент хвастался "дешевой рабочей силой", называя это нашим основным конкурентным преимуществом.
Однако, говорит директор по странам Восточной Европы компании World Staff Виталий Михайлов, из-за активизации трудовой миграции все может измениться. Ведь очевидно, что миграция из Украины уменьшает количество трудовых ресурсов и одновременно увеличивает их стоимость. Украинские работодатели будут просто вынуждены побороться за оставшихся в стране специалистов, в том числе и повышая им зарплаты.
Директор агентства Assis-HR Анна Безай также считает, что послабление требований для работы за рубежом окажет огромное влияние на рынок труда внутри страны. В первую очередь еще большей станет нехватка строителей, рабочих, водителей-дальнобойщиков. Отток из страны сегодня огромный, а притока нет, поясняет эксперт. Процедура оформления на работу иностранцев у нас достаточно сложная, да и гастарбайтеры из других стран не горят желанием у нас работать.
А вот к росту зарплат, по мнению Анны Безай, миграция не приведет - у украинских компаний просто нет такой финансовой возможности.
Не слишком верят в перспективы роста зарплат и сами украинцы. Тот же опрос, проведенный rabota.ua, показал, что лишь каждый пятый опрошенный считает, что отечественные работодатели, осознав стремление (а теперь еще и широкие возможности!) украинцев уехать за рубеж, станут активнее бороться за специалистов. Большинство уверены, что этого не произойдет, поскольку украинские компании не привыкли ценить человеческие ресурсы.
|
Сергей РЫБАЛКА, глава Комитета ВР по вопросам финансовой политики и банковской деятельности, член фракции Радикальной партии Олега Ляшко:
- Безвизовый режим с ЕС дает право лишь на краткосрочные туристические поездки и не имеет прямого влияния на трудоустройство - чтобы работать в Европе официально, все равно придется получать специальную визу. Однако нельзя сбрасывать со счетов и нелегальных мигрантов, которые будут оставаться в Европе, и тех, кто, съездив в ЕС без визы как турист, примет для себя решение не строить Европу в Украине, а выедет туда на постоянное место жительства.
Но чтобы справиться с этим вызовом, нам необходимо создавать рабочие места с достойными условиями и оплатой труда внутри страны. А для этого нужно поднимать экономику, стимулировать развитие высокотехнологичных отраслей, выдавать дешевые кредиты малому и среднему бизнесу.
Безвиз для ЕС - это возможность получить новых туристов, которые будут оставлять деньги в экономиках этих стран, и потенциально - новую недорогую рабочую силу. Украина пока не делает для развития своего туризма ничего столь же масштабного. И не создает условий для того, чтобы любые специалисты стремились здесь остаться.
Более того: в будущем авиакомпании планируют доплачивать выбравшим их пассажирам!
Пока в Украину тщетно пытаются зайти лоукосты, во всем мире они являются наиболее выгодными перевозчиками. А гендиректор исландской бюджетной авиакомпании WOW air Скули Могенсен и вовсе заявил: в перспективе билеты для клиентов этого лоукостера станут бесплатными.
- В будущем мы будем платить путешественникам за полеты рейсами нашей авиакомпании, - пообещал топ-менеджер. - Если вы доверились нам и забронировали у нас авиабилет, мы снизим для вас его стоимость до нуля и даже предоставим денежное вознаграждение.
Дело в том, что сегодня многие авиакомпании зарабатывают, предоставляя туристам услуги проката автомобилей, бронирования гостиниц и т.д. И эта "побочная" деятельность обещает в конечном счете стать более выгодной, чем продажа билетов. В этом случае у WOW air и других перевозчиков появится возможность отказаться от взимания платы за перелет и при этом все равно оставаться рентабельным.
А Могенсен озвучил еще одну хорошую новость для своих пассажиров: весьма вероятно, что WOW air начнет в будущем поощрять деньгами тех клиентов, которые станут публиковать в соцсетях информацию о своем отдыхе, упоминая, что летели они именно с WOW air!