Загрузить еще

Из-за безвиза с ЕС в Украине могут исчезнуть строители и дальнобойщики

Из-за безвиза с ЕС в Украине могут исчезнуть строители и дальнобойщики
Фото: Из-за безвиз с ЕС в Украине могут исчезнуть строители и дальнобойщики. Фото: УНИАН

Везде запрещено, а в Польшу - можно 

Изначально никаких изменений в этой сфере не сулили. Еврочиновники и эксперты буквально горло сорвали, дабы эта мысль дошла до каждого: ехать в ЕС по безвизовому режиму с целью трудоустройства строго запрещено! И вот как гром среди ясного неба: везде запрещено, а в Польшу - можно! Варшава законодательно разрешила трудоустройство тем украинцам, которые въехали по безвизу на целых 90 дней, - то есть вполне достаточное время для сезонной работы. По окончании этого срока можно уехать домой, а можно легализовать свое дальнейшее пребывание в Польше, подав документы в воеводский отдел по делам иностранцев. Очевидно, что сделать это нужно до окончания срока легального пребывания в Шенгенской зоне, то есть не позднее, чем на 90-й день. 

"Единственной и неповторимой" работодательницей Польша оставалась недолго - на этой неделе к ней присоединилась и Венгрия. Правительство Венгрии и раньше заявляло о нехватке 50 тыс. квалифицированных специалистов, а теперь перешло от слов к делу. 18 июля стало известно, что Венгрия разрешила украинцам работать без трудовой визы - достаточно иметь лишь биометрический паспорт. По аналогии с Польшей в течение 90 дней пребывания в ЕС, предусмотренных безвизом, украинцы могут работать в Венгрии без рабочей визы, а после окончания срока либо уезжать домой, либо получить разрешение на работу и проживание. 

4 из 10 хотят уехать навсегда 

Эксперты рынка труда говорят, что такие нововведения в польском и венгерском законодательствах сильно облегчат украинцам жизнь. Судите сами.

Во-первых, можно трудоустроиться, минуя оформление рабочей визы.  

Во-вторых, можно съездить на собеседование, лично поговорить с работодателем и убедиться, что на новом потенциальном месте работы вас все устраивает.

И, наконец, эти новшества уберегут украинцев от непорядочных посредников, которые брали деньги за информацию о вакансиях, делали фальшивые приглашения, да и вообще указывали в вакансии одного работодателя, а везли к другому, с худшими условиями труда.  

Примечательно, что все эти новшества могут пригодиться подавляющему большинству украинцев. Как показал опрос, проведенный недавно порталом rabota.ua, 41% опрошенных готовы уехать из страны навсегда, а 38% хотели бы получить зарубежный опыт работы и вернуться. Лишь каждый шестой надеется, что сможет реализоваться как профессионал в родной стране (подробнее см. "инфографику"). 

При этом 41% опрошенных (кстати, в полном соответствии с прогнозами экспертов) признаются: они планируют воспользоваться безвизом для того, чтобы познакомиться с потенциальным работодателем.  

Строители будут на вес золота 

Международные рейтинги и исследования раз за разом констатируют безрадостную картину: в Украине - самая низкая зарплата в Европе и одна из самых низких в мире. В свое время даже президент хвастался "дешевой рабочей силой", называя это нашим основным конкурентным преимуществом.  

Однако, говорит директор по странам Восточной Европы компании World Staff Виталий Михайлов, из-за активизации трудовой миграции все может измениться. Ведь очевидно, что миграция из Украины уменьшает количество трудовых ресурсов и одновременно увеличивает их стоимость. Украинские работодатели будут просто вынуждены побороться за оставшихся в стране специалистов, в том числе и повышая им зарплаты.  

Директор агентства Assis-HR Анна Безай также считает, что послабление требований для работы за рубежом окажет огромное влияние на рынок труда внутри страны. В первую очередь еще большей станет нехватка строителей, рабочих, водителей-дальнобойщиков. Отток из страны сегодня огромный, а притока нет, поясняет эксперт. Процедура оформления на работу иностранцев у нас достаточно сложная, да и гастарбайтеры из других стран не горят желанием у нас работать.  

А вот к росту зарплат, по мнению Анны Безай, миграция не приведет - у украинских компаний просто нет такой финансовой возможности. 

Не слишком верят в перспективы роста зарплат и сами украинцы. Тот же опрос, проведенный rabota.ua, показал, что лишь каждый пятый опрошенный считает, что отечественные работодатели, осознав стремление (а теперь еще и широкие возможности!) украинцев уехать за рубеж, станут активнее бороться за специалистов. Большинство уверены, что этого не произойдет, поскольку украинские компании не привыкли ценить человеческие ресурсы. 

 

Компетентно

Сергей Рыбалка 

Сергей РЫБАЛКА, глава Комитета ВР по вопросам финансовой политики и банковской деятельности, член фракции Радикальной партии Олега Ляшко:

- Безвизовый режим с ЕС дает право лишь на краткосрочные туристические поездки и не имеет прямого влияния на трудоустройство - чтобы работать в Европе официально, все равно придется получать специальную визу. Однако нельзя сбрасывать со счетов и нелегальных мигрантов, которые будут оставаться в Европе, и тех, кто, съездив в ЕС без визы как турист, примет для себя решение не строить Европу в Украине, а выедет туда на постоянное место жительства. 

Но чтобы справиться с этим вызовом, нам необходимо создавать рабочие места с достойными условиями и оплатой труда внутри страны. А для этого нужно поднимать экономику, стимулировать развитие высокотехнологичных отраслей, выдавать дешевые кредиты малому и среднему бизнесу. 

Безвиз для ЕС - это возможность получить новых туристов, которые будут оставлять деньги в экономиках этих стран, и потенциально - новую недорогую рабочую силу. Украина пока не делает для развития своего туризма ничего столь же масштабного. И не создает условий для того, чтобы любые специалисты стремились здесь остаться. 

А в это время

Лоукостер пообещал бесплатные авиабилеты 

Более того: в будущем авиакомпании планируют доплачивать выбравшим их пассажирам! 

Пока в Украину тщетно пытаются зайти лоукосты, во всем мире они являются наиболее выгодными перевозчиками. А гендиректор исландской бюджетной авиакомпании WOW air Скули Могенсен и вовсе заявил: в перспективе билеты для клиентов этого лоукостера станут бесплатными. 

- В будущем мы будем платить путешественникам за полеты рейсами нашей авиакомпании, - пообещал топ-менеджер. - Если вы доверились нам и забронировали у нас авиабилет, мы снизим для вас его стоимость до нуля и даже предоставим денежное вознаграждение. 

Дело в том, что сегодня многие авиакомпании зарабатывают, предоставляя туристам услуги проката автомобилей, бронирования гостиниц и т.д. И эта "побочная" деятельность обещает в конечном счете стать более выгодной, чем продажа билетов. В этом случае у WOW air и других перевозчиков появится возможность отказаться от взимания платы за перелет и при этом все равно оставаться рентабельным. 

А Могенсен озвучил еще одну хорошую новость для своих пассажиров: весьма вероятно, что WOW air начнет в будущем поощрять деньгами тех клиентов, которые станут публиковать в соцсетях информацию о своем отдыхе, упоминая, что летели они именно с WOW air!