Причины новогодних скандалов: похмелье, бот-заказ и чувство справедливости

Наш самый культурный редактор проанализировал ежегодные первоянварские хайпы в соцсетях и вывел три причины их появления.

Причины новогодних скандалов: похмелье, бот-заказ и чувство справедливости. Фото: УНИАН

Последние пять лет я регулярно дежурю в новогодние праздники, работая на сайт. И заметил, что с 1 января в украинских соцсетях обязательно начинается карусель скандалов. Словно по мановению волшебного посоха Деда Мороза пользователи Фейсбука срываются с цепи и начинают лаяться, а порой даже кусаться. И если раньше это было больше связано с политикой и разными там газовыми вопросами, то в последние годы все больше достается телеканалам, артистам и даже юмористам. Что же происходит? Неужели это какой-то новогодний заговор?

Предлагаю вам три наиболее вероятные причины, объясняющие явление праздничного озверения.

Алексей Сысоев. 

ПРИЧИНА 1. Похмельно-психологическая

То, что 31 декабря украинцы по традиции много едят и пьют, – это уже основание проснуться в плохом настроении. Не для всех, конечно, но для многих. Для очень многих. К тому же есть свободное время - праздники. Вот и получается, что 1-го января психологическая почва для возможных громких скандалов уже подготовлена.

И вот просыпается после громкого застолья некий пан Гейоргий и активистка пани Соня, а тут их более трезвые коллеги уже пишут в соцсетях о том, что "Квартал 95" показал сценку про гея Буратину. И как тут не взбеситься, ведь попраны святые основы толерантности, на которых зиждется весь наш "хрустальный мир"?! А тут еще и бодун стучит в голову: "мочить всех нетолерасов!"

ПРИЧИНА 2. Дан заказ – сказали "фас!"

И все же вышеуказанная причина хайпов – это всего лишь цветочки. Так сказать – фон. Ягодки зреют в другом месте…

Учитывая, что все последние самые громкие скандалы в соцсетях происходят вокруг студии "Квартал 95", канала "Интер" и некоторых артистов (вот вам для сравнения подборки новогодних хайпов – нынешних и прошлогодних), лично я даже не сомневаюсь, что у нас идет не только внешняя информационная война (против России), но и внутренняя – против тех, кто не устраивает власть.

К тому же эти хайпы помогают перенаправить негатив в другое русло – пусть обсуждают "Буратину", Лорак или "провокационный" концерт на "Интере", а не тарифы или медреформу.

Как это работает? Все просто. В соцсетях есть свои "лидеры мнений". Это очень активные блогеры, которые пишут много, эмоционально, "правильно" и местами талантливо. У них десятки тысяч подписчиков. Под некоторыми из этих блогеров есть даже подразделения ботов (людей, которые строчат комментарии, поддакивая "лидеру"). Они пишут так много и так часто, что очевидно – это их главная работа. За это им платят. Кто? Те, кто заказывают цели для хайпов.

Обратите внимание - "лидеры мнений" подозрительно тщательно смотрят телевизор, особенно те каналы и программы, которые они "мочат", поэтому зачастую первыми выдают "скандал" на-гора.

Взять тот же "Квартал 95". Юмористы всегда шутили о политике, о семейных ценностях – традиционных и не очень. Но только последние полтора года они стали регулярно попадать в эпицентр интернет-скандалов. Очевидно, что власть с ними торгуется. Мол, шутите "правильно" - и будет вам счастье. Но Зеленский и компания пока сопротивляются, поэтому и отгребают.

Уверен: следующий год, последний перед президентскими выборами, будет самым хайповым. Прикормленных блогеров ждет куча работы. Смрадной и неприятной. Но для них деньги не пахнут.

ПРИЧИНА 3. Все спонтанно – как Майдан

Безусловно, многие обычные пользователи соцсетей включаются в эти скандалы спонтанно – "по зову сердца". И таких большинство. Прочитал человек какой-то пост "лидера мнений" - и давай спорить или соглашаться. На это все и рассчитано.

Здесь работает "принцип Майдана" – зацепить массу эмоциональным посылом и вытащить ее "на улицу, на митинг". И люди ведутся, потому что не могут спокойно смотреть на несправедливость. Но при этом не задумываются, что эта "несправедливость" зачастую раздута искусственно, подана однобоко.

В виртуальности все так же, как и в реальности: одни "митингуют" за деньги, а другие - за справедливость. За кажущуюся им справедливость.