Возможны ли новые договоренности после обмена пленными

Согласие на обмен пленными и заложниками дает надежду на то, что могут быть достигнуты какие-то конкретные договорённости и по другим проблемным вопросам.

Возможны ли новые договоренности после обмена пленными. Фото: OSCE/Mariia Aleksevych

Речь идет о реальном прекращении огня на Донбассе, введении миротворцев и выполнении политической части Минских соглашений. Шансы на это есть, хотя может помешать то, что каждая из сторон продолжает настаивать на своем варианте введения миротворцев и выполнения очередности пунктов Минских соглашений.

"Миротворческая миссия должна быть с мандатом ООН и размещаться на всей территории Донбасса до границы между Украиной и Россией, чтобы не позволять войскам, оружию проходить на оккупированную территорию", - еще раз подтвердил позицию Украины Петр Порошенко во время своего визита в Канаду этой осенью.  

"Надеюсь, что в следующем году нам удастся сделать шаги в этом направлении, но это движение не должно происходить за счет политических интересов Донецка и Луганска", - заявил в ответ на вопрос о введении миротворцев на Донбасс заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин.

Но при этом Москва не готова к компромиссу по поводу формы миротворческой миссии.

"Главной задачей миротворцев должно стать обеспечение безопасности специальной мониторинговой миссии ОБСЕ. Мы видим искусственные попытки изменить эту концепцию в сторону внедрения некоей внешней администрации на юго-востоке с перекрытием границы между Донбассом и Россией. Об этом не может быть и речи. Россия никогда этого не допустит", – сказал Красин.

Также пока нет точек соприкосновения и по другим проблемным вопросам выполнения Минских соглашений. Напомним, что Украина настаивает на первоочередном выполнении вопросов безопасности – прекращении огня и выводе воинских формований, а Москва - на предоставлении особого статуса Донбассу и проведении там выборов до вывода войск. Так что шанс на достижение компромисса будет зависеть от готовности к уступкам с обеих сторон. 

Если консенсус по миротворцам и по очередности выполнения вопросов безопасности и политических требований не будет найден, то это может поставить под удар сами Минские соглашения. И возникнет необходимость создании нового формата, который бы предложил более действенные формы урегулирования кризиса на Донбассе.

Мнение экспертов

Богдан Яременко, дипломат:

- Во всяком случае, попытки достижения таких договорённостей будут. И обмен пленными как раз и является продолжением и результатом таких попыток. Спецпредставитель США Курт Волкер все время пытается о чем-то договориться с россиянами.

А вот удастся ли достичь каких-то конкретных договорённостей в 2018 году по таким ключевым вопросам, как введение миротворцев и очередности выполнения пунктов Минских соглашений? В этом есть большие сомнения. Нельзя договориться о чем-то, если одна из сторон, Россия, не видит потребности в этих договорённостях. Так что нас, скорее всего, опять ожидает затяжной переговорный процесс с переменным успехом.

Владимир Фесенко, политолог:

- Никаких существенных договоренностей по ключевым вопросам Донбасса в следующем году ожидать не приходится. Россия уже сейчас однозначно сказала "нет" миротворцам не в их формате.

Единственным практическим результатом каких-то договоренностей может стать, пускай и относительное, но перемирие. И это уже будет хорошо.

Что же касается смены Минского формата, то он будет до тех пор, пока от него не откажется или не уйдет со своего поста Ангела Меркель. Или пока в Украине не сменится власть. Если придет новый президент, который по каким-либо причинам устроит Россию, то Кремль в ответ может пойти на какой-то компромисс.