Эксперт о пожаре в одесском лагере: "Не удивлюсь, что в "Виктории" все бумаги в порядке"

Опытные спасатели констатируют: противопожарная безопасность в оздоровительных детских лагерях – это фикция и замыливание глаз.

Эксперт о пожаре в одесском лагере: «Не удивлюсь, что в «Виктории» все бумаги в порядке». Фото: Максим Войтенко

Почти неделю Украина приходит в себя после трагедии в детском оздоровительном лагере "Виктория", а виноватых не определили, лишь взяли под стражу одну молоденькую воспитательницу и директора заведения. Это пока все, что лежит на поверхности такой большой трагедии, и вопросов, увы, намного больше, чем ответов. Главная загадка – это причина возгорания лагеря, который всего несколько месяцев назад помпезно открывал Президент.

Все спасатели сходятся на том, что построить детские корпуса с таким количеством нарушений нужно было еще постараться. А все почему? Потому что в стране с мая 2009 года действует мораторий на проверки. 

Оттого и беды все, считает спасатель с 15-летним стажем Василий Нестеренко. Ему не только приходилось тушить пожары, но и заниматься этими самыми проверками, когда можно было.

- Раньше обязательные плановые инспектирования детских оздоровительных лагерей проводились каждый год. Были и внеплановые – в зависимости от количества выявленных нарушений, - рассказал "КП в Украине" Василий Николаевич. - Теперь разрешили проверять только государственные или коммунальные учреждения. А частные остались, так сказать, без присмотра. Их пожарная безопасность - на совести руководства лагерей. А вообще требования к частным и коммерческим лагерям всегда были одинаковые. Огню ведь не важно, где гореть.  

По словам эксперта, ревизоров побаивались, тщательно готовились к их визиту – то огнетушитель прикупят, то пожарную сигнализацию проверят, то песка завезут. А строгая комиссия проверяла гражданскую оборону и техногенную безопасность, чтобы на объекте чем пожар, в случае чего, тушить было, и противогазы красиво сложены, и добровольные пожарные дружины созданы.

- Это подразделение минимум из трех человек, которые до прибытия спасателей должны эвакуировать детей, вынести материальные ценности, начать тушить возгорание, - объяснил пожарный. - Начальник дружины должен показывать пожарным, куда можно заезжать, где брать воду. В порядке должна быть документация: планы эвакуации, инструктажи по пожарной безопасности. Теперь же, если честно, в коммерческих лагерях противопожарная безопасность на уровне 5-10 процентов.

Роль пожарной инспекции, которая раньше наводила страх, сегодня действительно сведена к нулю. Цена высока - три детских смерти. 

- Я уверен на 101%, что нарушения в оздоровительном лагере "Виктория" были, - говорит Нестеренко. - Если в лагере деревянные домики, то они должны обрабатываться специальным раствором. Руководитель должен предоставить сертификаты соответствия и, самое важное, - результаты последних лабораторных проверок. Хотя, я не удивлюсь, что в "Виктории" все бумаги в порядке. Скорее всего, там указано, что и сигнализация исправна, и дерево обработано. В самом лагере, по-моему, уже после случившейся трагедии даже внеплановую проверку не провели. Хотя по закону она должна была быть.

В общем, мораторий спасатели ругают и, выражаясь помягче, называют явлением крайне негативным. Оно-то, конечно, говорят, вводить его можно, только нужно тогда повышать ответственность руководителей, чтобы администрация переживала, все ли в порядке на вверенном объекте. Нет у наших людей европейской сознательности, к сожалению, - обязательно должен быть строгий контролирующий орган.

Читайте также

Дети спасали детей

17-летняя Катя Ной и 13-летний Максим Тихончук вывели из пылающего корпуса лагеря "Виктория" половину маленьких танцоров.