Последнее интервью Давида Черкасского "КП" в Украине": "Государство меня забыло - и слава богу!"

Знаменитый мультипликатор, снявший "Приключения капитана Врунгеля" и "Остров сокровищ", умер на 87 году жизни. Это интервью мы записали с ним год назад, вскоре после его 85-летия.

Давид Черкасский весел и бодр в свои 85.. То есть, в 86! Фото: соцсети

Два месяца назад Черкасский перенес инсульт. И сначала казалось, что мэтр мультипликации идет на поправку, но потом немолодой организм дал сбой - Давид Янович умер. А ведь еще год назад, в августе 2017-го, он выглядел очень бодрым и игривым. И даже позволял себе опрокинуть рюмочку...

Наше последнее интервью с легендарным аниматором и создателем "Приключений капитана Врунгеля", "Доктора Айболита" и "Острова сокровищ" прошло в перерывах между актами спектакля "Ревизор" по Гоголю, в котором Городничего сыграл друг Черкасского – миллионер Александр Меламуд...Это было в конце августа 2017 года.

Белые брюки и стильная рубашка-поло, расслабленная улыбка - от мэтра веяло благодушием и спокойствием.

- Давид Янович, поговорим немножко за жизнь? - подловила я в фойе недавнего юбиляра. 

- Деточка, я сперва рюмочку пропущу в буфете, а потом все остальное! 

После рюмочки Давид Янович совсем расслабился и уж собрался перенести интервью, а потом передумал: "Ох ты ж преследовательница. Но назовем это приятным преследованием!" 

- Давид Янович, вот проснулись вы 23 августа. По паспорту вам – 85, в жизни – 86 (Черкасский родился в 1931 году, когда многие родители записывали своих детей так, чтобы в армию они попали позже. – Ред.). О чем были ваши мысли в это праздничное утро?

- На тему цифр точно не думал, и эти самые цифры даже не сопоставлял. Возраст как возраст - немало, да! Но толку об этом кручиниться. Еще, слава богу, двигаюсь. Болезни сильно не достают. Водочку пью. Так что есть чему радоваться! Встретил день рождения за городом на даче у друга с близкими людьми – душевное застолье получилось. 

- Зная вашу любовь к добротной литературе, друзья задарили книгами? Или были подарки в стиле лакшери, как модно сейчас говорить, - наверняка вас уже трудно чем-то удивить…

- Дорогих подарков не было. А вот хорошей книгой еще можно меня удивить! Мне подарили книги по истории искусств, книги Пелама Гренвилла Вудхауса – если не слышали о таком, очень рекомендую! Совершенно гениальный английский писатель, друг Ивлина Во, но пережил его немножко… А кто-то духи подарил. Но я ими еще не пользовался – боюсь. Мне кажется, они женские (смеется), поэтому еще принюхиваюсь. 

- Ваши друзья – мастаки розыгрышей. Авось пощекотали нервишки в честь юбилея?

- Не посмели! Зато очень приятно, что друзья сына Саши меня поздравили (Александр – телережиссер. - Авт.). Сын, кстати, тоже книги подарил. 

- А уже, наверное, и внуков хотелось бы в качестве подарка? 

- Как вам сказать… Мы его очень поздно с Наташей (Наталья Марченкова, супруга Давида Яновича) родили. И чувства жажды внуков пока нет. Появится – прямо ему скажу. 

- Государство проявляет к вам внимание? В связи с юбилеем, да и вообще, - на пенсию народного артиста ведь особо не разгуляешься.  

- Никакого. Оно меня забыло - и слава богу. Просто забыло, и все. Это для меня не огорчительно – никаких дел с власть имущими я не имею и не имел. Живу, так сказать, по касательной к государству. Политикой я не занимаюсь и честно вам признаюсь: не очень хорошо понимаю, что это такое.

"К анимации я остыл"

- Анимация в буквальном переводе с французского – "оживление", "одушевление". За более чем 50 лет работы в этой сфере вам есть еще чем воодушевляться, для кого творить и чем вдохновляться? 

- Я сейчас остыл к анимации. Вместе с моим другом Радной Сахалтуевым создаем компьютерную игру, и это довольно интересно.

- Расскажите подробнее об этой игре – я столько о ней слышала! 

- Если вы знаете – есть такой жанр компьютерных игр "аркада" - бегают хлопчики, гоняются, строят дома. Нехитро, но увлекательно. В начале процесса я ничего не понимал, а сейчас втянулся – надо придумывать герою замысловатые препятствия - есть где развернуться, есть что усложнять. Три года уже этим занимаюсь. А вот название игры я вам пока не скажу – секрет.

- На официальном сайте международного мультипликационного фестиваля "КРОК" (проводится с 1989 года. - Ред.) вы по-прежнему числитесь сопрезидентом вместе с ныне покойным Эдуардом Назаровым…

- только числюсь…

- …хотя возглавляет его сейчас Юрий Норштейн. Следите за тем, чем сейчас живет ваше детище? Также вы приглашены на открытие фестиваля 13 сентября в Москву, где готовят специальную программу в честь вашего юбилея – поедете? 

- Мне жалко, что "КРОК" такой однобокий становится – деньги на него Москва в основном выделяет и он уже практически российским стал. Они садятся там на пароход и разъезжают по своим городам. А в Киев приезжают только на четыре дня – и это называется "Остановка по требованию", но я вынужден констатировать – это уже не наш фестиваль…  И у него совсем другой формат (вздыхает). Поэтому и ехать мне туда не особо хочется. Там вокруг уже незнакомые лица, за исключением пяти-шести человек. Но за те четыре дня, когда КРОК в Киеве, я пересматриваю все фильмы, которые они привозят. И фильмы эти действительно хороши. 

- Знаменитый режиссер Федор Савельевич Хитрук сказал: "Мультипликатор должен иметь свинцовую задницу", подразумевая терпение и выдержку. А вы без каких качеств вы не достигли бы в профессии таких высот? 

- Выдержка – это хорошо. Но нужно жить своим делом. Я им жил, горел. Мне было безумно интересно. Порой приходилось сутками сидеть за работой, и задница, наверное, была свинцовая (смеется). Но мне тыжело долго высидеть на одном месте – я, знаете, мультипликатор-попрыгунчик! К сожалению, я к мультипликации равнодушен стал во времена своей тихой старости. Почему так происходит? Просто надоедание. Сам себя в этой профессии изживаешь. 

- Выбирая профессию, не тяготила мысль о том, что аниматоры - сродне бойцам невидимого фронта, а сама мультипликация всегда словно на обочине кинематографа ютится? 

- Даже в художественную школу не ходил и первоначалально должен был строителем стать. Окончил Киевский инженерно-строительный институт, технологический факультет, а потом работал в "Проектстальконструкции". Любил рисовать разные смешные сценки, которые по совету друга отнес на студию научно-популярных  фильмов цеха мультипликации. Директору, который в анимации тоже особо ничего не понимал, очень понравилось! Нежданно-негаданно меня взяли туда на работу, и закрутилось. Так что, возвращаясь к вопросу, – я не думал о престиже профессии. Потом уже в какие-то моменты, может, и было обидно. Но безумное удовольствие от работы все компенсировало! Меня часто спрашивают: "Ты счастливый?" И я совершенно честно говорю: "Да!" 

- Давид Янович, даже во времена моего детства цитаты из самых разных мультиков звучали повсеместно: "Щас спою", "Как ты яхту назовешь, так она и поплывет", "Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро". Сейчас столько новья выходит - и никто ничего не цитирует. Поколение миллениалов разлюбило мультики?

- Выросло поколение других людей, которые любят искусство по-своему. Мультфильмы делают сейчас очень хорошие, не в качестве и не в драматургии дело. Я и сам с удовольствием хожу в кино смотреть новые мультфильмы – великолепно нарисован мультик "Жизнь домашних животных". Голливудская мультипликация диснеевская – совершенно иной вид искусства. К советской она не имеет ни малейшего отношения. У нас был карандаш, бумажка. У них же стараются сделать картинку максимально похожей к живым существам. Хоть и сделано все по кадрам – это уже другое, повторюсь, искусство. 

- По вашему мнению, советская мультипликация уступает голливудской?

- Нет, были неподдельные шедевры. Я вот могу бесконечно пересматривать все картины Эдика Назарова ("Жил-был пес", "Мартынко", "Каникулы Бонифация", "Про Сидорова Вову", "Веселая Карусель"). Вот такие картины сделаны рукой и сердцем. И глазом. И ноздрей даже (улыбается). 

- Мультипликационную картину режиссера Манука Депояна "Никита Кожесяка" в числе других выдвинули как фильм, который может представить Украину на "Оскаре". Но на него обрушилось слишком много критики – мол, графика плосковата.

- Начало в 3D – хорошее, хотя есть недостатки, которые нужно дорабатывать. Нашим аниматорам всего хватает вроде бы. Но понимаете, что произошло. Исчезла мультипликация той еще, нашей старой школы. И нынешнему поколению аниматоров все по новой приходится делать. Тогда люди приходили и их сразу в кипящий мультипликационный котел окунали с головой и они быстро обучались. Теперешние не очень удачно начинают. Есть у нас талантливые преподаватели – Женя Сивоконь, например. Но что-то прервалось. Преемственности поколений нет, это плохо. Но людей талантливых много. Все будет с нашей анимацией хорошо. Но не скоро!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Давид Черкасский: "Каждый день знакомиться с десятью девушками - это ж какая тяжелая работа!"

- Помню, когда мне было 50 лет, в Доме кино устроили большой праздник. Накрыли огромный стол: встает с речью первый человек, долго говорит, а я не понимаю о ком. Такой он красивый портрет нарисовал. Потом второй говорит долго, и то же самое. А через некоторое время уже начали говорить: "он был…", "давайте вспомним…" - забыли, что на день рождения собрались… И после этого только начинается веселье, когда обо мне забыли. С тех пор у меня юбилей - как заноза. Я, скорее всего, спрячусь в кругу пяти-десяти друзей. Мы выпьем немножечко. Поговорим на отвлеченные темы, и все это как-нибудь проскочит.