В авиапарке Петра Порошенко оказалось всего два самолета

Президент летает на аэробусе Януковича.

Тот самый «первый борт» - Airbus А-319-115XCJ, за который специально для Януковича в 2010 году государство выложило из бюджета 86 миллионов долларов. Фото: avianews.com.ua

На балансе Государственного управления делами (ГУД или "Дуся" от Державного управління справами) находятся всего четыре летательных средства. Это два вертолета Ми-8, грузопассажирский самолет Ан-74 и "первый борт" - аэробус. Об этом на брифинге рассказал руководитель ГУД Сергей Березенко.

- Это все, что есть сегодня в распоряжении ГУД. Президент на государственном самолете летал только один раз, - сказал он, объяснив, что речь идет о визите в Брюссель для подписания Соглашения об ассоциации с ЕС. На каких самолетах летал глава государства в другие разы – он не сказал. Может в аренду брали чартер? 

Говоря о воздушных судах, которыми пользовался экс-президент Виктор Янукович, Березенко объяснил, что большинство из них брались в аренду не у государственных структур. Все расходы оплачивало государство - "Комсомолка" писала, что Януковичу арендовали два самолета по миллиону за каждый. И почти все частные самолеты исчезли вместе с бывшим президентом.

К счастью, никуда не делся тот самый "первый борт" - Airbus А-319-115XCJ, за который специально для Януковича в 2010 году государство выложило из бюджета 86 миллионов долларов. В самолете есть рабочий кабинет, зал заседаний, кухня, отсеки для сопровождающих лиц, багажа и зона отдыха, где президент может вздремнуть. Есть на борту и прочие "маленькие радости" - например, позолоченный кран и раковина из розового мрамора в ванной комнате.

- Передвижение на спецсамолете для президента является важным, в том числе и для его безопасности, и для управления страной, поскольку самолет оснащен спецсвязью, - отметил Березенко.

Кроме того, руководитель ГУД заверил, что Петр Порошенко постарается сделать свое наземное передвижение по столице максимально незаметным для киевлян.

- Поверьте мне, президент делает все необходимое для того, чтобы этот кортеж был максимально скромен и не нагружал своим присутствием людей, - заверил он.

Впрочем, Березенко отметил, что график президента настолько плотный, что с работы тот возвращается не раньше часа-двух ночи. Так что возвращение главы государства домой не должно создавать никаких проблем.

Остается надеяться, что обещанное сбудется и Порошенко будет скромным. Напомним, кортеж Януковича исчислялся из более двух десятков автомобилей и регулярно парализовал движение в Киеве.

СПРАВКА "КП"

"Аэробус" Януковича на самом деле заказали во времена президентства Виктора Ющенко. На тот момент заканчивался срок службы двух других самолетов из президентского авиапарка - Ил-62М, Ту-134. Их сделали в СССР, и они устарели. Еще два президентских лайнера - Ил-61 и Ту-134 стояли на ремонте. 

А-319-115XCJ может перевозить до 100 пассажиров, развивает максимальную скорость до 950 километров в час, а максимальная дальность его полета 11,6 тысячи километров. Спальное место в самолете обито дорогой жаккардовой тканью, на ощупь она мягкая. А ее узор - крупные цветы. Спинка кровати украшена позолотой. Над кроватью висит зеркало в золотой раме.

Шикарный лайнер за 86 миллионов долларов приземлился в аэропорту "Борисполь" в июне 2010 года.

О ПРЕЗИДЕНТСКИХ САМОЛЕТАХ

Ради спасения лайнер Кучмы встал "на дыбы"

Второй президент Украины любил удобные, но неброские вещи. Любимый самолет Леонида Кучмы (A-319 ACJ) был именно таким - комфортабельным и недешевым, но гораздо меньше и компактнее, чем у российского президента. Однако после отставки Кучмы его самолет оказался ненужным: Виктор Ющенко полетал на А–319 всего пару раз, после чего VIP-самолет отогнали обратно во Францию - эксплуатация самолета влетала бюджету Госуправления делами (ГУД) в копеечку.

Салон самолета был устлан паркетом, по обе стороны установлены кожаные сиденья, в разложенном состоянии исполнявшие роль кроватей. Сам Леонид Данилович спал в отдельном кабинете.

- В VIP-самолетах такого класса, как правило, есть несколько кабинетов, минимум одна спальня и универсальная комната, которая при желании может стать залом для переговоров или полем для мини-гольфа, - рассказал "Комсомолке" консультант Минтранса по вопросам авиации Ласциг УВЕ. - Должен отметить, что Кучма летал довольно скромно: его самолет был фактически базовой комплектации.

Был у Кучмы, правда, и еще один "запасной" самолет - Ан–74TK-300D, к слову, первый серийный экземпляр. Игорь Бакай, тогдашний руководитель Госуправления делами, справил Леониду Даниловичу подарок - именную регистрацию: UR-LDK. Сегодня этот самолет достался в наследство Госуправлению делами и иногда обслуживает супругу президента Ющенко - Катерину.

А в октябре 2003 года визит Кучмы в Бразилию едва не закончился трагически. При взлете его "штатного" Ту-134 на скорости 250-300 км/ч отлетело переднее колесо шасси. Вылетели лампы в салоне, и окружению президента пришлось изрядно поволноваться.

- Самолет посадили благодаря профессионализму пилотов, они максимально долго держали машину на задних колесах, на переднее посадили лайнер в последний момент, - вспоминал как-то тот случай Леонид Кучма.

Как Никита Сергеевич Америку удивил

Первым из советских лидеров летать на комфортабельном самолете предпочел Никита Хрущев. В 50-е годы для его поездки в Нью-Йорк на сессию Генеральной ассамблеи ООН переоборудовали реактивный самолет Ту-114 - на то время самый большой в мире самолет. Из VIP-изысков в нем был только улучшенный салон с подвешенной люлькой - чтобы генсека ничто не беспокоило во сне.

По тем временам беспосадочный рейс был рывком в неизведанное, поэтому самолет готовили лучшие конструкторы страны. Весь полет занял тогда 11 часов 6 минут. При подлете к Нью-Йорку на запрос американского диспетчера о посадочном весе самолета и размахе крыльев пришел шокирующий ответ: 170 тонн, 51 метр. После тяжелого вздоха в эфире прозвучало "О’кей!"

Естественно, посмотреть на самолет-чудо собрались очереди, которых не видел даже Мавзолей! За 10 дней визита Никиты Сергеевича в США Ту-114 собрал подле себя около 40 тысяч зевак.