Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
18 марта
Загрузить еще

"Северный поток-2": Месть России или холодный расчет?

Фото: «Северный поток-2»: Месть России или холодный расчет?. Фото: Sean Gallup/Getty Images

Еще не стихли последние залпы салютов по поводу исторической победы Украины над Россией в Стокгольмском арбитраже, как президент увидел на энергетическом горизонте новые вызовы. И одной из главных проблем на сегодня для нашей страны является строительство Россией и Германией обходного газопровода – "Северный поток-2".

"Это очень серьезная угроза для Украины, которую формирует Российская Федерация,- заявил президент Украины Петр Порошенко. Главная цель которой - отнюдь не экономическая или энергетическая, цель − лишить Украину двух миллиардов долларов, которые она получает за транзит. Это месть за Стокгольм, это месть за решительные антикоррупционные реформы в энергетической сфере...".

Проект, который разделил Европу

На самом деле, первые разговоры о реализации газопровода "Северный поток-2" начались еще в 2015 году. Тогда российский "Газпром" и компании Shell, OMV, E. On. подписали соглашение акционеров совместной проектной компании. То есть, о том, что этот газопровод будет строиться, знали уже два года. И его строительство ну никак не было привязано к решению Стокгольмского арбитража.

При этом Россия давно не скрывает планов лишить Украину и часть стран восточной Европы денег, которые они получают за счет транзита российского газа в ЕС.

- Строительство "Северного потока-2" не выгодно в первую очередь Украине, Словакии, Польше и странам Прибалтики, - поясняет соучредитель фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. – С другой стороны, Германия, как раз лоббирует его строительство.

Не удивительно, что в такой ситуации нынешний Президент Евросоюза Дональд Туск, который является по национальности поляком, всячески противодействует строительству "Северного потока-2". Недавно он высказался за ужесточение подхода к строительству газопровода, который бы доставлял российский газ в Германию, из опасений, что этот проект укрепит позиции Москвы. Он считает, что этот газопровод не служит интересам Европы лучшим образом и оставляет Украину "на милость России". По мнению Туска, строительство этого газопровода будет противоречить попыткам ЕС обеспечить свою энергетическую безопасность после "российской агрессии на Украине в 2014 году".

Реакция России

В России так прокомментировали слова президента Украины Петра Порошенко.

"Здесь нечего комментировать, проект "Северный поток — 2" был начат задолго до процесса в Стокгольме", — цитирует РБК официального представителя "Газпрома" Сергея Куприянова.
По сути, россиянин говорит правду. Это не месть за Стокгольмский арбитраж, а давняя политика России относительно украинской ГТС. Если будут реализованы Турецкий поток и Северный поток-2, то транзит через Украину может сократиться до минимума или прекратиться вовсе. Об этом говорят, как эксперты. Так и представители "Нафтогаза".

В дело вступают США

Интересно, что к обсуждению вопроса "Северного потока-2" недавно подключились Штаты. Вашингтон припугнул санкциями те компании, которые будут участвовать в "Северном потоке-2".

"Санкции направлены на тех, кто инвестирует в строительство трубопроводов для российских энергоносителей, или поддерживает такое строительство", - прокомментировал Financial Times один из авторов санкционного законопроекта, сенатор-республиканец Майкл Крепо.

В Вашингтоне полагают, что "Северный поток-2" является "инструментом геополитической власти Газпрома", призванным укрепить его господство в сфере энергоснабжения Европы. Американские санкции "могут стать головной болью" для европейских партнеров проекта "Северный поток-2" - Shell, Engie, OMV, Wintershall и Uniper.

Европейская пресса обвиняет Вашингтон в том, что, таким образом, Дональд Трамп лоббирует поставки американского сжиженного газа на Европейские рынки. Однако эксперты говорят, что при нынешних ценах на углеводороды, сжиженный газ не может конкурировать с трубопроводным.

- Я думаю, что администрация Трампа сейчас ведет политику преемственности администрации Обамы, - говорит Дмитрий Марунич. – Да, Дональд Трамп считается лоббистом американских энергетических компаний и назначение на должность Госсекреатря экс-руководителя "ExxonMobil" Рекса Тиллерсона -  лишнее тому подтверждение. Однако, пролоббировать поставки американского сжиженного газа на европейский рынок будет очень сложно. Он не может сейчас конкурировать по цене с трубным газом, который поставляется в ЕС из Норвегии и России. Сейчас половина европейских мощностей по приему СПГ попросту простаивает.

Кстати, в начале июля Дональд Трамп посетит Польшу, где кроме всего прочего будут обсуждаться совместные действия по блокировке строительства "Северного потока-2".

Германия – за

А вот Германия является наибольшим лоббистом строительства "Северного потока-2". Канцлер Германии Ангела Меркель выступила против решения Сената США об усилении санкций против России в части газовых проектов. Ее поддержали министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль и канцлер Австрии Кристиан Керн.

Политики считают, что целью санкций является вытеснение газовых поставок из страны-агрессора с рынка Европы. При наличии санкций компаниям Германии, Австрии и других европейских стран грозят потери, если они будут участвовать в газовых проектах с Россией и финансировать их.

Вместо послесловия

Как видите, Украина не является в этом споре ключевым объектом. Вопрос строительства "Северного потока-2" будет решаться между Берлином и Вашингтоном. Повлиять на какую-то из сторон нам будет сложно. Остается только болеть за то, что победит американская позиция. Ведь иначе уже через 2 года Украина потеряет 2 млрд долларов от транзита российского газа в ЕС.

Наша справка

Проект "Северный поток – 2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Трубопровод планируется построить рядом с "Северным потоком". Его ориентировочная стоимость – около 9,9 млрд. евро.