Елена КАЛАЧЕВА, Фото Николая ЛЕЩУКА (20 августа 2009, 16:28)
Как психологически настроить ребенка, идущего в школу?

Как психологически настроить ребенка, идущего в школу?

Комментарии: 2

КАК ОЦЕНИТЬ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ?

Татьяна: - Моему ребенку в апреле 2010 года будет 6 лет. Он очень активный, энергичный, подвижный, неусидчивый, невнимательный мальчуган. Как можно понять готов ли он идти в школу в следующем году? По каким критериям оценивать готовность ребенка к школе? И как, заранее, готовить его к этому шагу? Спасибо.

- Готовность ребенка к школе оценивается по двум критериям: психологическая готовность и педагогическая. Психологическая включает мотивационную и интеллектуальную готовность, и произвольное поведение.

Мотивационная – ребенок должен осознавать, что учится, это более серьезно, чем играть.

Интеллектуальная - ребенок должен быть готов к обучение, он должен быть готов воспринимать учебную информацию, ему это должно быть интересно.

Произвольное поведение - ребенок должен контролировать свои действия. Он должен знать, что на уроке необходимо сидеть на одном месте, слушать учителя и выполнять его указания. Он должен уметь контролировать свои действия. Для деток это сложно. Дети младшего школьного возраста могут концентрировать свое внимание 10-20 минут.

Педагогическая готовность заключается в восприятии учителя, как старшего взрослого, которого необходимо  слушать. Отношения с учителем должны быть деловые.

У дошколят внимание очень хорошее, они просто не могут его удерживать на одном предмете. Для тренировки внимания, можете обратиться к специалисту-психологу. Есть книжки специальные, которые развивают внимание, наглядные пособия. Они недорогие и доступные.

Для уверенности можете поводить ребенка в специальные подготовительные классы при школе. Желательно выбирать именно ту школу, куда собираетесь водить ребенка.

Познакомьтесь с будущим учителем и познакомьте с ним ребенка. На этом этапе можно понять, подходят ли они друг другу психологически: есть ли контакт, взаимодействие, найдут ли общий язык. Обычно, если мама проявляет интерес, озабоченность, то учителя это ценят.

Для мамы: в быту не задавайте заданий, используйте окружающую среду. Пример: «Вот дерево, оно зеленое. А почему листик пожелтел? А потому что заканчивается лето и наступает осень». Не надо учить по-своему писать или ставить руку. Это должен делать специалист! Куда важнее развивать мелкую моторику рук и использовать любую возможность, чтобы ваш малыш выбегался, напрыгался, выкричался.

ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС


Светлана: - Здравствуйте! Как психологически настроить ребенка, идущего в первый класс?

- В первый месяц-полтора нужно задействовать какие-то внешние факторы (красивая форма, ранец, ручки, пеналы, тетради, бантики, заколочки). Выдавать это не все сразу, а постепенно. Здорово, если ребенок не проходил весь август с этим школьным снаряжением перед зеркалом по квартире. Тогда для него это будет дополнительным  стимулом идти в школу (сегодня я иду с новой ручкой, завтра еще с чем-то), будет момент ожидания приятного.

Из личного опыта: когда наряжаете ребенка, ставьте физический комфорт ребенка превыше "красивости". Прошел он строем красиво, расстегните пиджак, снимите галстук, заберите букет. Будут фотографировать – подойдете, вручите. Сфотографировался - снова заберите.

Как правило, для детей церемониал 1 сентября очень тяжел - простоять полтора часа в полном "обмундировании" на солнышке не так просто. И не ругайте его, если он присел.

Обязательно выскажите ему свой восторг и уважение, как взрослому: "Вот ты и вырос. Ты уже первоклашка".

Виктория: - Сын идет в 1-й класс. Как реагировать на то, что он у меня очень чувствительный и ранимый ребенок (часто болеющий) и как относиться к дразнилкам?

- От дразнилок никуда не денемся. Дети по своей сущности жестоки. Поэтому у ребенка должна быть достаточная самооценка для защиты. Если дразнят за какие-то физические недостатки (очки, цвет волос), то его нужно повышать самооценку ребенка, тогда он не будет так остро реагировать. Ни в коем случае не отмахиваться от таких проблем. Вникайте, сопереживайте и поддерживайте своего сына.

Как действовать? Можно:

- поговорить с родителями дразнилок,

- обсудить это в классе: прийти и спросить у детей, за что они дразнят,

- поговорите с чадом, как со взрослым, скажите, что дразнят, когда завидуют J

- а еще можете вместе с ним нарисовать обидчиков и порвать листочек на кусочки.

Что касается слабости и болезненности… Дети просто так не болеют. Если есть какие-то хронические заболевания, то причину нужно искать внутри семьи. Могу порекомендовать обратиться к специалисту-гомеопату, или к психологу. Осознание проблемы - путь к ее решению. Возможно, ребенок чего-то боится, его что-то тревожит, он не понимает того, что происходит между родителями, если есть трения или проблемы в отношениях.

Он не понимает всего происходящего потому, что ему не хватает интеллекта, но на подсознательном уровне, он все чувствует и переживает. Своими болезнями дети пытаются скрепить семью.

ЧТОБЫ УЧЕБА БЫЛА НЕ В ТЯГОСТЬ

Ольга Петровна: - Что делать, чтоб не отбить у школьника охоту к учебе?

- Самое основное - в начальной школе научить ребенка учиться. Он должен понимать серьезность поставленных задач и научиться их выполнять с охотой. Для этого надо искать мотив, который ему позволит учиться с интересом.

Очень важно накопить позитивный опыт: хвалите ребенка за усердия, не скупитесь на похвалу, но только в том случае, если ребенок прилагает свои усилия. Не перехвалите, если какое-то действие дается легко.

Позитивный опыт - это высокая оценка его труда. Очень многое зависит от учителя. Детям нравится получать хорошие отметки. Когда ребенок готовит какой-то материал или какой-то урок, нужно не просто оценивать конечный результат, а интересоваться путями достижения этого результата и оценивать их положительно.

Задания должны быть посильными. Нельзя перегружать ребенка.

Поощряйте творческие начинания, но, предварительно, согласовав с учителем. Не старайтесь бежать впереди паровоза. Учитель не может выйти за рамки урока.

Анна: - Скажите, чего не стоит делать родителям, чтобы не отбить у первоклашки желания учиться?

- Ищите то, что может заинтересовать вашего ребенка, культивируйте этот интерес.

Нельзя:

- предъявлять завышенные требования,

- слишком нагружать учебной деятельностью,

- резко менять свое отношение к ребенку (проявляйте уважение к его новому статусу и учебной деятельности),

- говорить "ты школьник - ты должен это делать", потому что если у него что-то не будет получаться, может развиться чувство неполноценности и тревожность.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ТОЖЕ НУЖНО НАУЧИТЬ

Мама: - В каком возрасте ученику можно поручать самостоятельно делать домашнее задание?

- Учим самостоятельности, как только ребенок сказал: "Я сам". Но ему нужен поэтапный контроль при выполнении домашних заданий (проверяем не конечный результат, а действия, смотрим, как делает). Этим мы приучаем ребенка к внимательности и самостоятельности.

Если ребенку не нравится что-то, он может, к примеру, и не записать домашнее задание. Здесь тоже нужен контроль - пришли за ребенком в школу и проверили. В начальной школе ребенок должен научиться самостоятельно выполнять домашнее задание. А контролировать процесс учебы родители должны до выпуска.

Магдалина: - Я знаю много родителей, которые требуют от ребенка хорошо учиться, а сами с ним не занимаются, заставляют решать домашние задания самому... Это наверное неправильно?

- Действительно, это неправильно. Помогать надо. Но не делайте задания за ребенка! Важно именно рассказать, как его выполнить. Учить самостоятельности надо, но не перекладывать всю ответственность на плечи ребенка.

Елена: - Не будет ли испуган ребенок, если ему будут говорить: «ты уже взрослый, делай уроки самостоятельно, меньше играй в детские игры» и т.п. Как настроить его на то, что только от него зависят его успехи в школе.

- Во-первых, его успехи зависят не только от него. На начальном этапе - поддержка родителей и учителей очень важны. Ребенок адаптируется психологически за месяц, полтора. Если речь идет о шестилетках, то этот процесс может тянуться год. Конечно, ребенок еще долго будет увлеченно играть. Даже если мотив к учебе будет сильный, он все равно будет играть.

Ребенку ему нельзя говорить "делай уроки самостоятельно". Он будет в недоумении, и он обидится, что с ним играли-играли, а тут  - хлоп, и ты все делай сам. Задача родителей провести его через процесс адаптации к школе как можно менее болезненно. "Ты взрослый, и мы к тебе уже относимся, как к взрослому. Мы относимся к тебе более серьезно, потому что ты учишься, а не играешь, как в детском саду".

Ребенка нужно научить делать уроки самостоятельно, точно также как вы учили его играть. Изначально это делает учитель, но успех на 40% зависит от учителя и на 60% - от родителей.


В первом классе домашние задания в первом полугодии не должны давать. А дальше вы должны смотреть, что задали, как ребенок это выполняет и понимает ли он, что делает. Только так и учатся самостоятельности. К самостоятельности нужно приучать до того момента, пока ребенок не скажет: "Я сам".

КАК ХВАЛИТЬ И РУГАТЬ ПРАВИЛЬНО?

Жанна: - Скажите, пожалуйста, какая похвала лучше для ребенка и научите, как правильно хвалить, а как – ругать.

- Нельзя хвалить за природные данные, хвалите только за то, к чему ребенок приложил усилия, даже если получилось не слишком хорошо.

Похвала - мощный стимул для развития и приобретения навыков. Это воспитывает самостоятельность в детях.

А ругать надо только за дело. Но! Никогда не наказывайте несколько раз за одно и то же. Наказание должно быть быстрым и одноразовым. Сделал - сразу наказали, выразили недовольство, и забыли.

Никогда не кричите! Ваш истерический крик - это самое плохое наказание.

Инна: - Пани Татьяна, как действовать, если ребенок произносит нецензурные слова?

- Если ребенок неосознанно повторяет - не реагируйте вообще. Если он понимает значение слов, объясните, что воспитанные люди так не выражаются.

Старшеклассникам объясните, что в кругу сверстников они могут поступать, как заблагорассудится, а дома, в кругу старших людей нецензурщина - это акт пренебрежения и неуважения.

Инга: - Можно ли разрешать ребенку играть за компьютером после уроков или стоит выбрать другие поощрения?

- Я бы выбрала другое поощрение. Если речь идет о первоклашке, то допустимо только 15 минут компьютера и 30 минут телевизора в день. Лучший отдых - игра на свежем воздухе!

БИТЬ - НЕПЕДАГОГИЧНО!

Гость: - Что толкает ребенка на мелкую ложь и абсурдное отрицание своей неоспоримой вины? Типа "Кто разукрасил обои?" - "Не я !" Хотя всегда в таких случаях говорю, что ругаю не за провинность, а за неправду.

- Возможно, страх наказания. Пакости - это один из способов познания мира – «А что будет, если…». Но маленький ребенок всегда хочет быть безукоризненным для родителей. Ему хочется напакостить, но так, что бы это воспринималось как сделанное другим. Поэтому и врет. Надо с пониманием и терпением относиться к таким ситуациям. Ребенок должен чувствовать безусловную любовь родителей. Его любят не потому, что он красивый, послушный, что-то умеет, а потому что он есть! Этот период пройдет и пакости прекратятся.

А обои - не беда: повесьте специально для него на стену рулон бумаги.

Аня: - Здравствуйте! Можно ли шлепать трехлетнего ребенка, если он отвратительно себя ведет? И как это делать правильно?

- Бить детей - непедагогично. Но шлепать можно :)

Ни в коем случае не бить рукой (взрослый никогда не рассчитает силу своего удара), лучше - ремнем или лозинкой. Тряпкой - плохая примета :) Для профилактики эту лозинку можно повесить в недосягаемом месте.

Самая действенное и самое правильное, это когда вы видите приближение этой "отвратительности", переключить внимание ребенка на какую-то деятельность или на другой предмет (Например, «О! А давай мы с тобой сделаем…», или «А смотри какая игрушка, птичка, кошка и т.д.»)

Кончено, ребенок может вернуть к ситуации, от которой вы его отвлекли, но острота уже в любом случае будет меньше, и  вам будет проще с этим справиться.

Неадекватное поведение ребенка нужно предупреждать игровой формой общения.

Есть две очень хорошие книги Юлии Гиппенрейтер: "Общаться с ребенком. Как?" и  "Продолжаем общаться с ребенком. Так?". Почитайте, очень интересно.

Ульяна: - Дочка, когда пошла в детсад стала приносить из коллектива всякие новшества. Недавно упала на пол и стала громко кричать и бить ногами. Я ее за этот «концерт» наказала. А теперь думаю, правильно ли я поступила. Может, надо по-другому на такие ситуации реагировать? Как?

- Ну, уже как поступили… Не корите себя. А в следующий раз просто игнорируйте истерику. Это делать надо резко, не дожидаясь развития истерики (например, выйти в другую комнату). Иначе с каждым разом наказания придется увеличивать.

Помните, что истерика - это игра на публику. А когда публики нет - истеричить не имеет смысла.

ЭМОЦИИ И ПРИВЫЧКИ - ЗЕРКАЛО СЕМЬИ

Инна: - С какого возраста и как учить ребенка управлять своими эмоциями?


- Как только, так и сразу. Эмоции ребенка - это зеркальное отражение эмоционального фона окружающей среды, то есть, родителей. Спокойна мама - спокойный ребенок. Если же мама при малейшей оплошности ребенка срывается на крик, то, как ни учи ребенка, он тоже будет кричать при какой-то неудовлетворенности собственными действиями или действиями окружающих.

Эмоциональность закладывается с первых дней жизни. Если младенца что-то беспокоит, он сообщает об этом плачем. Когда мама реагирует неадекватно (первая попытка успокоить ребенка не привела к успеху, мама теряется, у нее проявляются отрицательные эмоции), то в дальнейшем, повзрослев, ребенок будет также реагировать на какие-то неприятные, сложные ситуации.

Нужно терпение и все у вас получится.

Дарья: - Как воспитать в ребенке дисциплинированность и любовь к порядку?

- Дисциплина и порядок - это внутрисемейное понятие. Нельзя требовать от ребенка выполнения тех действий, которые вы не выполняете сами. Аргумент – «вырастешь, будешь делать, что захочешь», здесь не действует.

Начинайте учиться порядку вместе!

ГЛАВНОЕ - ЧЕТКИЙ РЕЖИМ ДНЯ!

Мамочка: - Как гиперактивному ребенку «привить» усидчивость? Не будет ли ему это во вред?

- Во вред не будет. Прививать усидчивость надо так:

1. установите строгий режим дня - это организовывает ребенка, дает ему понятие неотвратимости действия (в 8.00 – подъем, в 14.00 – обед, потом дневной сон, прогулка, ужин и в 21.00 – отбой. И все это без возражений. Так положено!)

2. организовывайте больше подвижных игр на свежем воздухе. Чаще выводите в парк, или отвозите за город в такие места, где ребенок может выкричаться и выбегаться.

3. контролируйте употребление сладостей - это простые углеводы, которые дают энергию мозгу, но их не должно быть много.

4. поощряйте игры, требующие внимания и усидчивости.

5. найдите то, что увлекает внимание ребенка, и развивайте это.

6. Ограничьте просмотр телевизора.

Евгения: - Малышей очень тяжело разбудить утром. Может, есть рецепт, как это делать правильно?

- Вовремя укладывайте спать. Если ребенок выспался, он сам проснется. А еще нужны комфортные условия сна - удобные постельные принадлежности, и в комнате должен быть чистый прохладный воздух.

НЕ УВЛЕКАЙТЕСЬ СЛАДКИМ

Ася: - Беда со сладостями. Ребенок все время просит то шоколад, то конфеты. Отказ воспринимает враждебно, бросается в слезы, иногда закатывает истерики. Как найти разумный выход из этой ситуации?

- Просто этот период надо пережить. Сладости - бич нашего времени. Желательно давать сладости только после еды и в четко ограниченном количестве в ограниченное время, например, только один раз в день после обеда.

Если началась истерика, постарайтесь переключить внимание ребенка на что-либо другое.

Учитесь ограничивать детей - чем раньше начнете, тем большего успеха добьетесь.

Еще один совет - не берите детей в магазин

ЕСЛИ РЕБЕНОК ВОРУЕТ...

До: - Сыну 10 лет. Крадет деньги из карманов. Почему он это делает, мы же ему ни в чем не отказываем?

- Крадет потому, что не получает столько, сколько он хочет. "Ни в чем не отказываем" – потребности ребенка с возрастом меняются, возможно, вы не замечаете этого.

У ребенка к 10 годам уже должно сложиться понимание, откуда берутся деньги и как они зарабатываются. Ребенок должен иметь понятие ограничений и тогда при наступлении потребностей он будет оценивать свои финансовые возможности. Учите детей обращаться с деньгами.

Случаи воровства надо быстро и резко пресекать. Не кричите. Лучше просто поговорите с ребенком, выясните мотив, убедитесь в том, что он осознает свой проступок. Нормальная реакция, когда ребенку стыдно. А вот бить не стоит. Лучше лишите ребенка удовольствия, на которое в ближайшее время планировалось тратить деньги. Он ведь их уже украл…

ОПЫТ РОДИТЕЛЕЙ ВЛИЯЕТ НА СУДЬБУ ДЕТЕЙ

Катя: - Влияют ли отношения родителей на будущую личную жизнь ребенка? У меня куча знакомых не могут найти себе пару и говорят, родители в детстве ссорились. Может они подсознательно боятся жениться?

- 100% влияют. Детская жизненная картина мира формируется до 7-ми лет - как ребенок будет строить свои взаимоотношения, как будет реагировать на какие-то ситуации. Это все работает на подсознательном уровне.

Но такие проблемы во взрослой жизни снимаются у психолога.

НА ВСЕ РЕАГИРУЙТЕ С ЛЮБОВЬЮ

Анастасия: - Сыну три года. Когда у него что-то не получается, и он не может толком объяснить, чего хочет, может ударить маму или того, кто с ним находится рядом, хотя у нас дома никто никого не бьет.

А еще если поругать его за шкоду, тут же сделает еще раз то, за что отругали. Как реагировать на такие выпады?

- На все реагировать надо с любовью, спокойно.

В 3 года - происходит становление самосознания ребенка. выделяется собственное я - "я могу сделать это сам". Возможно, те, кого он бьет пытаются сделать действие вместо него. Лучше всего предложить ему помощь. Если откажется - не настаивайте. Если видите, что ситуация накаляется, переключите внимание ребенка на другой объект. Немного позднее, когда малыш успокоится, вы можете вернуться к этому действию и выполнить его вместе, тем самым показав, как делается.

Вторая часть вопроса: попробуйте не ругать, а выяснить почему он так поступает. Тогда и для вас многое станет понятнее.

Чувство противоречия нормально для 3-летнего ребенка. Используйте его себе на пользу, прогнозируя развитие ситуаций.

Политика

NewsOne запустил рекламу с матерящимися Савченко и Червоненко
NewsOne запустил рекламу с матерящимися Савченко и Червоненко [видео, обновлено] 588 1

Парламентарий успевает произносить примерно по одному нецензурному слову в секунду.

Гройсман рассказал, какие тарифы вырастут, а какие останутся прежними
Гройсман рассказал, какие тарифы вырастут, а какие останутся прежними 966

За отопление, по словам премьера, переживать уже не стоит.

Добкин пожаловался в ОБСЕ на давление и преследование
Добкин пожаловался в ОБСЕ на давление и преследование 171

Парламентарий считает, что власть пытается оказывать влияние на оппозиционные силы.

Происшествия

Раненый во время перестрелки в Днепре участник АТО скончался в больнице
Раненый во время перестрелки в Днепре участник АТО скончался в больнице 636

Один человек погиб на месте происшествия, его личность пока не установлена.

На Волыни поймали мужчину, который пытался выкупить изъятый янтарь
На Волыни поймали мужчину, который пытался выкупить изъятый янтарь [фото] 38

За пять тысяч долларов он хотел вернуть 30 килограмм изъятого камня.

У берегов Шри-Ланки снова спасли тонущих слонов
У берегов Шри-Ланки снова спасли тонущих слонов [видео] 79

Местные службы считают, что их унесло в открытый океан случайно.

Экономика

Берлин зарабатывает 177 миллионов евро в год на ЛГБТ-парадах
Берлин зарабатывает 177 миллионов евро в год на ЛГБТ-парадах 239 2

Расчетливые немцы давно вывели формулу финансовой привлекательности гей-туристов: "двойной доход и нет детей”.

Когда украинские зарплаты достигнут уровня 2013 года
Когда украинские зарплаты достигнут уровня 2013 года 1228

Судя по настрою министра социальной политики Андрея Ревы, этого не произойдет даже через 4 года.

За 20 дней подорожали 14 из 23 социальных продуктов
За 20 дней подорожали 14 из 23 социальных продуктов 1280

Несмотря на летнее затишье, цены продолжают идти вперед.

Общество

Генштаб разрешил подключить 3G в Житомире
Генштаб разрешил подключить 3G в Житомире 206 1

Также скоростной интернет появится в Бердичеве.

Лето затянется до середины сентября
Лето затянется до середины сентября 91

Синоптики обещают еще несколько по-настоящему знойных недель и комфортный бархатный сезон.

В Японии выпустили серию книг для школьников о ЛГБТ
В Японии выпустили серию книг для школьников о ЛГБТ 135 1

Министерство образования этой страны ранее призвало учителей больше рассказывать детям о ЛГБТ-обществе.

Светская хроника и ТВ

Музыканты Linkin Park написали открытое письмо Честеру Беннингтону
Музыканты Linkin Park написали открытое письмо Честеру Беннингтону 156

Группа отменила запланированный тур в поддержку нового альбома.

Вера Брежнева подробно рассказала о своем рационе питания
Вера Брежнева подробно рассказала о своем рационе питания 795

Певица не ест сахар и молочные продукты.

 Госпитализированный  Валдис Пельш опубликовал селфи со стюардессой
"Госпитализированный" Валдис Пельш опубликовал селфи со стюардессой [фото] 969

Шоумен улетел на Камчатку для съемок нового фильма.

Спорт

Майк Тайсон признался, что в детстве стал жертвой сексуального домогательства
Майк Тайсон признался, что в детстве стал жертвой сексуального домогательства 159

Экс-чемпион утверждает, что именно это подтолкнуло его на мысль стать боксером.

Холифилд:  Реванш с Кличко - хорошая идея, но Джошуа должен контролировать эго
Холифилд: "Реванш с Кличко - хорошая идея, но Джошуа должен контролировать эго" 371

Знаменитый боксер прокомментировал ответный бой украинского и британского супертяжеловесов

Звание Шацких отдали Реброву
Звание Шацких отдали Реброву 348

Премьер-лига пересчитала количество голов у лучших бомбардиров в истории чемпионатов страны.