Ученые начинают понимать, что мешает людям жить по 800 лет

Фото: Фото: Antonio Olmos/Alamy Stock Photo/ТАСС

Очередной секрет голых землекопов - существ, относительная продолжительность жизни которых просто сверхъестественная, - раскрыли немецкие и швейцарские ученые, которые исследовали феноменальных зверьков.

Секрет, похоже, заключается в митохондриях - "энергетических станциях" клеток, которые у легендарных долгожителей оснащены эффективными и безотказно работающими "очистными сооружениями".

Митохондрии производят универсальное "топливо" для всех биохимических реакций, протекающих в организме. В процессе производства образуются весьма вредные отходы - активные формы кислорода, которые являются сильными окислителями. Они отравляют "окружающую среду" - белки, жиры, повреждают ДНК. А это в итоге старит организм, приводит его в негодность.

У голых землекопов производство "топлива" тоже не безотходное. Но оно, как выяснилось, гораздо чище, чем у других животных, включая человека.

Ученые обнаружили: голые землекопы каким-то образом регулируют свои митохондрии так, что производство "топлива" продолжается, а "отходы" почти не образуются.

Подобными "очистными сооружениями" оборудованы и человеческие "энергетические станции", но они почему-то быстро отключаются - еще в раннем возрасте. Окислители накапливаются, портят и клетки, и сами митохондрии, превращая людей в дряхлых стариков.

А вот голые землекопы с возрастом почти не меняются - до глубокой старости выглядят молодыми. Сохраняют способность и желание размножаться. И самое главное - не болеют раком.

Сверхъестественное долголетие, которое демонстрируют голые землекопы, или, выражаясь по-научному, Heterocephalus glaber, давно удивляет ученых по всему миру. Эти зверьки, напрочь лишенные какой-либо растительности на коже, обитают в Африке под землей. Размером они с мышь. А живут почти 30 лет. На первый взгляд, немного. Но по сравнению с мышами, которые едва дотягивают до 3 лет, это просто дунканы маклауды! Ученые подсчитали: если бы человек обладал здоровьем голого землекопа, то жил бы до 800 лет.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Тайны, покрытые мраком

Два года назад ученые выявили удивительные особенности в работе системы репарации ДНК голых землекопов - эдакой мастерской по ремонту генетических повреждений.

Исследователи облучали жестким ультрафиолетом голых землекопов и мышей. Далее смотрели, как те и другие избавляются от дефектов ДНК. Выяснили: голые землекопы справляются несравненно лучше. Почти "не ломаются" генетически. Что, конечно же, продлевает им жизнь.

Интерес к долгожителям вполне понятен. Выявив и поняв механизмы, позволяющие не стареть обитателям "темного подземного царства", ученые рассчитывают открыть новые пути к избавлению от онкологических заболеваний и старческих недугов. Не исключено, что все это позволит продлить людям жизнь.