Ученые описали единственный случай в мире, когда курение пошло человеку на пользу

Ученые описали пользу курения. Фото: REUTERS

О вреде курения знает даже ребенок. Оно оказывает негативное воздействие практически на все системы и органы человека. Однако жителя Германии курение спасло от врожденной анемии. И это единственный зафиксированный случай в мире, когда эта вредная привычка пошла человеку на пользу. Исследование опубликовано в Journal of Biological Chemistry.

Изначально в клинику Маннхайма обратилась дочь мужчины-курильщика. Она жаловалась на общую слабость и постоянные проблемы из-за низкого уровня гемоглобина в крови. Ученые изучили ДНК пациентки и обнаружили мутацию в гене HBA1, который кодирует один из компонентов сложного белка гемоглобина — полипептидную цепь α1. Это очень редка мутация, из-за которой в структуре белка меняется всего одна аминокислота – молекула гистидина. Она заменяется лейцином.

Замена кислоты приводит к тому, что белок становится уязвим к действию кислорода. Центр белка при контакте с молекулами кислорода распадается на части, в результате чего гемоглобин теряет способность нормально переносить кислород. Из-за этого девушка постоянно чувствовала слабость.

Подобные мутации обычно передаются наследственным путем, поэтому врачи вызвали в клинику родителей девушки. У ее отца действительно обнаружили мутацию, но при этом никаких симптомов она не вызывала.

Мужчина был заядлым курильщиком, и угарный газ защищал гемоглобин от разрушения. Для всех людей угарный газ является ядом, но немца он спас. Соединяясь с гемоглобином, он сделал его более устойчивым перед воздействием кислорода.

Возникает вполне резонный вопрос: стоит ли людям с подобной мутацией в генах курить? Ученые считают, что не обязательно. Можно вместо этого принимать большие дозы антиоксидантов, которые будут защищать гемоглобин схожим образом.