Загрузить еще

Фотограф живой природы Сергей Горшков: Чтобы снять медведя, нужно забраться в самую глушь

Фотограф живой природы Сергей Горшков: Чтобы снять медведя, нужно забраться в самую глушь

Сергей Горшков - эколог не на словах. С расстояния вытянутой руки он позволяет нам видеть тайную красоту земли - самых заповедных, самых диких зверей и птиц. Из печати вышли его альбомы "Медведь", "Камчатка", "Реки Дальнего Востока - колыбель тихоокеанских лососей" (последний фолиант создан при участии "КП"), которые сразу стали библиографической редкостью.

Главный предмет вдохновения художника - медведь. В своем блоге фотограф поэтически описывает опыт знакомства: "2 августа 2003-й, юг Камчатки, Курильское озеро, исследовательская база ТИНРО. Я прилетел сюда из Петропавловска на вертолете. Не спал всю ночь - сказывается большая разница во времени. Но главная причина бессонницы: мне не терпится увидеть и сфотографировать медведя. Ведь именно ради этого я прилетел. Не дожидаясь рассвета, направляюсь к реке. Еще совсем темно... До моего слуха доносится только плеск воды и странный хруст, источник которого мне тогда был неизвестен. Лишь позже я узнал, что это невидимый мне медведь поедал рыбу где-то совсем рядом со мной… Когда стало чуточку светлее, я увидел медведя в тумане, перебегающего речку…"

О том, как складывается сегодня его сотрудничество с косолапым хищником, художник рассказал корреспонденту "КП" .

Кадры из книги "Реки Дальнего Востока - колыбель тихоокеанских лососей": медведи - отличные рыболовы... 

- Чтобы снять медведя, приходится забираться в самую глушь. Ставить электрозабор, иначе съедят. В первой экспедиции я не мог уснуть, потому что палатка была маленькая и стояла в полуметре от забора. Мне казалось, я слышу, как у зверя слюни капают…

Съемка медведя - рискованное занятие. Первые годы я снимал с близкого расстояния, как в зоопарке. Только сейчас понял, какой опасности я себя подвергал... Советую всем: не снимайте ни одного хищника без подготовки. У него ведь главная задача - убить, чтобы съесть. Вспомним гибель ученого Виталия Николаенко, американского фотографа Мичио Хошино... Я, признаюсь, боюсь медведей. Потому что больше знаю, чем вы.

... и во время нереста выходят на дело целыми артелями. 

- Довольно о грустном, давайте о секретах мастера.

- Во время съемок работает накопленный с годами опыт, умение увидеть. Иногда сама природа подсказывает, как и где снимать. Я видел, как медведь ныряет в водопад в поисках нерки, потом выныривает. Я подбегаю метров на пять, снимаю и быстренько убегаю. В 2005 году я снял плывущих медведей. Медведица с детенышами переплывала на Саманг (остров на Курильском озере. - Авт.) - они там спасаются от самцов. Это у них проблема: большая часть молодняка гибнет от взрослых самцов… Любопытно: медведицы не боятся оставить малышей на попечение человеку. Однажды я снимал медведицу, она меня видела. И, уходя рыбачить, оставляла детенышей у меня на глазах - не уводила. Знает: человеку оставить детей гораздо безопаснее, чем на произвол судьбы.