Загрузить еще

Кипр: год после банковского кризиса

Кипр: год после банковского кризиса
Фото: Больше всего в своей жизни киприоты любят отдыхать. Фото: автор.
Год назад власти Кипра, не сумев справиться с последствиями финансового кризиса, были вынуждены пойти на непопулярные меры - провести так называемую стрижку депозитов. Согласно принятым тогда антикризисным мерам, вклады свыше 100 тысяч евро были заморожены. Под эти ограничения попали многие русские и украинские бизнесмены, которые предпочитали хранить деньги в банках этой страны. Сразу после этого эксперты грозили острову экономическим коллапсом. Корреспондент "КП" отправился посмотреть своими глазами на кипрский кризис. И так ли страшен черт, как его малюют.
 
Забастовки по расписанию
 
В середине февраля остров встречает своих гостей отличной погодой и отсутствием света в большинстве городов. Спрашиваю в ближайшем магазине:
 
- Что у вас случилось?
 
- Госслужащие энергетических компаний опять бастуют, не хотят приватизации их предприятий.
 
По его словам, это происходит регулярно, местные уже привыкли и даже не обращают на них внимания.
 
Если честно, мне сложно было представить, почему граждане Кипра так сильно недовольны самим фактом приватизации госкомпаний, пришлось выяснять у местных.
 
- Огромные зарплаты и ужасно раздутый штат - вот причина, почему служащие не хотят приватизации, - поясняет мне ситуацию, сложившуюся на острове, наш бывший соотечественник, который еще в начале девяностых уехал в Европу, Одиссей Осипидис. - Вот представь себе, зарплата и все надбавки самого простого электрика суммарно могут доходить до 4 тысяч евро в месяц. Его начальник может получать 5-6 тысяч евро, а глава филиала - 8-10 тысяч евро. При этом эффективность их труда слишком низкая. И зачастую просто выдумывались должности для того, чтобы хороший человек был чем-то занят.
 
Он приводит в пример государственную авиакомпанию Cyprus Airways, которая терпит убытки, но при этом продает одни из самых дорогих билетов.
 
- У меня там работает один знакомый, он бумажки разносит по кабинетам и получает 4 тысячи евро в месяц, - продолжает мой собеседник. - Его уже давно нужно заменить компьютером - дешевле было бы. Но очень многие начинания блокируются самими же чиновниками. Например, полиция имеет всю базу данных автомобилей и может проверить любого водителя за 30 секунд, но для того, чтобы продлить водительские права, я должен обойти несколько чиновников, находящихся в разных концах города, которые попросту поставят печать. И получают огромные зарплаты за это. 
 
По словам моего собеседника, сейчас большая европейская тройка давит на правительство Кипра, призывая продать все убыточные компании частным собственникам. Их работники понимают, что не только сверхдоходы могут пропасть, но и они лишиться работы. Вот и бастуют чуть ли не еженедельно.
 
Реальный бизнес
 
А вот у реального бизнеса дела идут по-разному. Строительный бизнес в стране начал пробуксовывать после того, как основные покупатели местной недвижимости - англичане начали отказываться от острова. Сейчас на каждом шагу можно прочесть надпись FOR SALE, или ПРОДАЕТСЯ. В строительной отрасли зарплаты, которые и так были существенно меньше государственных, за последний год упали в полтора раза. Сейчас простым работягам приходится "выживать" на 1000-1200 евро.
 
У малого бизнеса дела не так уж и плохи. Один из владельцев частной винодельни сказал, что его обороты в кризисный год выросли на 20%.
 
- В нашей сфере снижение почувствовали те, кто работает с массовым сегментом, - делится своими наблюдениями владелец частной винодельни Акис Замбартас. - Мы же практически не работаем с кипрской розницей. Наши вина дороже тех, что продаются в магазинах, поэтому свою продукцию мы поставляем в рестораны или на экспорт.
 
Не жалуется на жизнь и владелец компании Aphrodite Delights, которая сумела запатентовать одну из сладостей именно по географическому принципу. Их "Лукуми Героскипу" - такой же региональный кипрский бренд, как шампанское или коньяк, которые можно выпускать только во Франции.
 
- У нас, как и у некоторых других компаний, возникли проблемы с кредитованием, но мы смогли преодолеть спад и сейчас надеемся на рост, - говорит Георги Габриэл. - Некоторым компаниям пришлось объединяться, но массовых разорений не было. 
Многие из тех, кто работает в частном секторе, даже радуются, что зарплаты чиновников и работников гос­компаний будут снижены. Тут все - как в любом обществе, где есть расслоение по финансовому признаку. Вместо того чтобы делать все, чтобы не было бедных, многие хотят, чтобы не стало богатых.
Килограмм свежих апельсинов стоит здесь 6,5 грн. Фото: автор.
 
Главный враг и лучший друг
 
Однако многие понимают, что без богатых клиентов и частный бизнес будет терять прибыль. В первую очередь может пострадать сфера обслуживания. Киприоты, которые в большинстве своем являются греками, больше всего на свете любят… отдыхать. Поэтому каждый вечер местные таверны до отказа забиты посетителями. С учетом того, что февраль - не сезон для туристов, значит, заседают местные.
 
Их столы ломятся от закусок и вина, а на сцене играет живая музыка. Ансамбль долгое время играет народные песни, и вдруг начинает звучать тревожная музыка и вокалист что-то произносит речитативом.
 
- О чем это он? - спрашиваю своих спутников.
 
- Ругает Меркель, которая не дает киприотам предаваться любимому занятию - наслаждаться жизнью, а хочет заставить нас работать.
 
Поэтому, чтобы не работать, киприоты по-прежнему пытаются втюхивать иностранцам свою недвижимость. Для этого даже был введен закон, согласно которому владелец недвижимости на Кипре на сумму от 300 тысяч евро получает вид на жительство, а инвестор, вложивший 3 млн евро - гражданство страны шенгенской зоны.
 
- Некоторые этим пользуются, - рассказал мне один из местных русских. - Берешь кредит, покупаешь какой-то бизнес, а потом после получения паспорта - продаешь. 
 
Кроме русских на острове много китайцев, которых возят в качестве перспективных покупателей недвижимости.
 
- Они плохо ориентируются на нашем рынке, и им умудряются продавать дома на 15-20% дороже их рыночной стоимости, - продолжает собеседник. - Уже несколько скандалов было.
 
Любят здесь русских и украинцев. Дело в том, что именно на наши страны начала переориентироваться туристическая сфера Кипра после того, как прагматичные англичане начали менять остров на более дешевый отдых на других курортах.
 
- Только не путайте туризм и эмиграцию, - предупреждает меня мой друг Одиссей Осипидис. - Вам будут рады, пока вы здесь не претендуете на работу или на бизнес. Пробиться же через местное кумовство куда-то в элиту политики или бизнеса у вас вряд ли получится.
Акис Замбартас нашел спасение от кризиса в вине. Фото: автор.
 
Кстати 
 
Почему они не любят ЕС
 
Нелюбовь к Евросоюзу у киприотов объясняется еще и тем, что стране не так давно перед вступлением в ЕС пришлось менять стандарты ведения бизнеса. Не все смогли модернизировать производства, некоторые из них пришлось закрыть. Особенно пострадало сельское хозяйство. Например, кипрские карликовые бананы не прошли строгий европейский отбор из-за размера.