Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Андре Лабан: "Моя стажировка у Жака Кусто продлилась 21 год"

Андре Лабан:

 "КАПИТАН КУСТО БЫЛ СЛОЖНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ"

Настя: Андре, расскажите, пожалуйста, как Вы попали на «Калипсо»?

- Впервые я оказался на «Калипсо», когда капитан Жак искал инженера. При встрече он спросил меня, что я умею делать и я ответил, что ничего не умею. Его ответ меня поразил — он сказал, что именно это и нужно в данной ситуации. Тут же мне было предложено попробовать поработать неделю на «Калипсо» в качестве стажера и эта неделя, в результате, продлилась 21 год. В итоге, за все время работы, я узнал абсолютно все о корабельном деле, я узнал многое о морской стихии, узнал людей с которыми  мне пришлось работать в числе которых, конечно же, был и Жак Кусто. Безусловно, капитан не простой человек, скорее, сложный человек и у него, как и нас всех, были свои недостатки, но они ничто в сравнении с его талантом, упорством, жизнелюбием...этот список можно продолжать и продолжать. Хочу сказать, что остальные члены команды тоже начинали на «Калипсо» и в большинстве своем были новичками, они были набраны из самых разных уголков страны или даже мира, имели отношение к самым разным сферам науки.
Знаете, достаточно сложно рассказывать всю историю нашей работы, пытаясь уложить ответ в одно предложение, я думаю, что и нескольких томов едва хватило бы для того, чтоб описать половину всего. Я с Кусто проработал ни много ни мало — 21 год.

Фото Роман Шупенко

 

Юрий: Каким Вам запомнился Жак Кусто, какая атмосфера царила на корабле во время экспедиций?

- Наш путь был очень долгий, мы, можно сказать, строили нашу профессиональную жизнь шаг за шагом и кирпичик за кирпичиком и, знаете, выделить какой-то один особенный период в биографии команды довольно сложно, потому что мы всегда работали с полной отдачей, это была командная работа и невозможно выделить кого-то одного в составе экипажа. Когда ты находишься в ограниченном пространстве, на корабле посреди океана, то приходит понимание, что от тебя зависят остальные члены команды, ровно как и ты зависим от каждого — от их  профессионализма, сноровки, смелости и даже элементарного внимания и находчивости.

Аня: Известно, что Вы снимаете художественные фильмы. Скажите, как вам удавалось совмещать научную деятельность и съемки?

- Отвечая на этот вопрос, хочу сказать, что я бы раздел свою профессиональную жизнь на две части, потому как мне приходилось заниматься двумя видами деятельности. Действительно, помимо того, что я был научным сотрудником и главным инженером на «Калипсо»,  мне приходилось заниматься еще и съемками, в том числе подводными. Именно научной деятельности уделялось больше внимания в первый период моей работы в составе команды Кусто, то есть в этот период мы почти не снимали фильмы, за исключением каких-то документальных материалов не для широкого круга зрителей, а вот уже во второй период работы на корабле все меньше внимания уделялось науке, в пользу создания научно-популярных фильмов для массового зрителя.

Фото Роман Шупенко

 Все наши фильмы можно приобрести на DVD, более того, многие работы были дополнительно проработаны, в них добавлены интервью со мной и другими участниками экипажа и это действительно интересные, зрелищные и увлекательные работы, мы всегда снимали с азартом понимая при этом, что делаем это не на один день, а, скорее, в будущее. К тому же, все мои фильмы вы можете посмотреть на фестивале «Живая вода», который в эти дни проводится в городе Харькове. Всего мною снято шесть фильмов, в том числе постановочных, я выполнял роль и режиссера и оператора.

"Я ПРОСИДЕЛ МЕСЯЦ ПОД ВОДОЙ НА 100-МЕТРОВОЙ ГЛУБИНЕ"

Виктор: Андре,  расскажите, пожалуйста, о своем самом сильном впечатлении за все время путешествий, если такое было.

- Хотелось бы сказать, что лично я наибольшее впечатление получил во время путешествий в горы, нам приходилось восходить очень высоко, согласитесь, для моряка — это довольно экзотично, при том, что приходилось бороться с недостатком кислорода на большой высоте. Также очень врезался в память период, когда я с пятью другими ныряльщиками, членами нашей команды, провел целый месяц под водой в маленькой сферической подлодке,  которая находилась на глубине в 100 метров. Мы могли из нее выходить в океан, проводить нужные исследования, потом возвращались в нее. И я очень хорошо помню свой восторг, свои ощущения, кода мы вернулись на поверхность, в нормальные условия жизни — для меня показалось это чудом! Я мог спокойно выходить из дома, свободно передвигаться, в конце концов, свободно...заниматься своими делами (смеется).

Фото Роман Шупенко

  Хочу сказать, что на самом деле это была очень непростая задача — находится на большой глубине столь длительное время, но того требовал эксперимент. Находясь на глубине мы испытывали очень больший перегрузки - давление, плюс психологический аспект играл свою роль — ты понимаешь, что находишься на дне океана, а над тобой толща воды в 100 метров, представьте себе это. При этом мы испытывали проблемы с воздухоснабжением, это было довольно опасно, но держались так в течении, повторюсь, одного месяца. Слава Богу, все закончилось благополучно.

Николай: Андре, расскажите, пожалуйста, о своих впечатлениях от фестиваля «Живая вода», который проходит в эти дни в Харькове?

- «Живая вода»  - это часть всемирного фестиваля подводных изображений «Антиб-Марсель». Этот фестиваль проводится уже в течении 38 лет, он был организован Даниэлем Мерсье, который и до ныне является его президентом. Фестиваль обращает внимание на самых устремленных и влюбленных в подводный мир — это художники, музыканты, операторы, фотографы, техники, дизайнеры —  огромное число людей. У Даниэля возникла идея популяризировать их творчество в разных странах мира и Вы не поверите — находятся энтузиасты, которые берутся организовать фестиваль в своих городах, в странах. Это действительно впечатляет. Детский фестиваль «Живая вода» - это такая себе веточка большого фестиваля, подобных в мире проводится всего два.

Фото Роман Шупенко

 


Маша: Расскажите, как давно Вы занимаетесь живописью? На сколько мне известно, вы еще и играете на виолончели.

- Сегодня в рамках мероприятий посвященных фестивалю, состоится живой концерт и я буду играть на виолончели в сопровождении харьковского живого оркестра. Но я не  профессиональный музыкант, мое увлечение скорее носит любительские черты. Помимо этого, я привез с собой восемьдесят картин подводной живописи, они будут выставлены на экспозиции в Харьковском областном дворце детского и юношеского творчества.

СЕГОДНЯ "КАЛИПСО" В ЗАПУСТЕНИИ

Александр: Расскажите, какая судьба постигла легендарный «Калипсо» после того, как закончились экспедиции Жака Кусто?

- После последней экспедиции, «Калипсо» оставили в порту Сингапура, это было в 1990 году. Затем корабль проходил капитальный ремонт в порту Марселя, но на данный момент все работы по реконструкции приостановились. Некоторые бизнесмены предлагали нам организовать музей «Калипсо», но пока однозначного ответа нет. Есть идея организовать музей на воде, вдалеке от берега, с той целью, чтоб в этот музей можно было попасть только морским путем. Но пока это только проект и говорить об этом весомо не приходится.  Примечательный факт: когда мы были в экспедициях, посещали совершенно разные страны, многие люди просили разрешения побывать на корабле и, знаете, они почти всегда выходили разочарованными — это понятно, ведь «Калипсо» в принципе, рабочий корабль и романтика, за которой приходили, весьма условна - там горы оборудования, лаборатория, непонятные для обывателя предметы, корабль имеет свой характер и чтоб по настоящему почувствовать его, нужно выйти на нем в поход, вот тогда уже можно судить о том, какой он. А иначе — это будет только поверхностное и зачастую ошибочной мнение.

Сергей: Андре, расскажите, пожалуйста, общаетесь ли Вы сегодня с участниками команды Кусто?

Фото Роман Шупенко

 

- Конечно, мы общаемся и у меня сохранились все контакты. Но к сожалению, некоторых друзей уже нет в живых. Я часто вспоминаю всех, ведь мы с 1952 года были вместе, именно в этом году команда окончательно сформировалась. Каждый год мы все вместе собираемся, это незыблемая традиция.

Руслан: Андре, если бы Вам предоставилась возможность что то изменить в своей жизни, что бы Вы хотели поменять?

- Ровно ничего. Я счастлив.