Накануне юбилея Леонид Кравчук назвал «Комсомолке» настоящую причину «газовой войны» с Россией и рассказал, как может развиваться Украина.
«Человек думает сначала о животе, а потом - о духовности»
- Леонид Макарович, високосный год закончился, и в новом, 2009-м, хочется меньше думать о кризисах, финансовых ли, политических ли…
- Перестанем думать о них, только когда их не станет! Для нас первичны всегда материальные проблемы - ведь человек думает сначала о животе, а потом - о духовности.
- А достаточно ли сегодня делают государственные мужи Украины, чтобы спасти страну от финансовых неурядиц?
- Знаете, сейчас они наконец-то начали действовать профессионально. Но поздновато спохватились: нужно было раньше думать, когда пробивались первые ростки угрозы. Вот и возник газовый скандал. Я всегда говорил, что эту проблему нужно было решать в девяностых, когда появилась идея газового консорциума. Ведь еще Леонид Данилович эту проблему поднимал - на встрече в Петербурге в компании с представителями от Германии и России. Однако наши патриоты тогда обвинили его в желании продать украинскую газотранспортную систему. А теперь - внимание! - у нас есть труба, но нет газа!
Дело в том, что Россия начала действовать не очень-то корректно, неправильно с точки зрения экономической политики. На первом месте у них стоят сугубо политические вопросы: русские хотят наказать Украину за ее несуразные действия, особенно во время Кавказской войны.
- Что же теперь делать? Газ перекрыт, но жить-то дальше нужно!
- Есть проблема, решить которую будет очень сложно. В своих угрозах Путин и Медведев зашли так далеко, что вернуться к компромиссам им будет нелегко. Далеко зашла и украинская сторона. И теперь политики должны будут отступиться от уже обозначенных позиций. А для политиков, извините за выражение, невысокого масштаба это равноценно катастрофе. Им тяжело поступиться собственными амбициями - только великие политики позволяют себе признавать ошибки, отменять собственные решения и принимать другие, потому что величие этих политиков может позволить им не бояться потерять собственный вес в глазах избирателей. А наши политики боятся показаться карликами…
И не нужно морочить голову заявлениями о том, что газовая проблема - это проблема хозяйствующих субъектов. Ведь мы прекрасно видим, кто выступает по телевизору: первый шаг, который сделала Россия, это запись видеоролика с президентом и премьером, рассказывающими о газе и о том, что происходит в Украине. Таким образом они дали старт проблеме, которая давно готовилась. Но прежде всего им нужно было бы задуматься о людях, которые живут за границами их кабинетов - как в России, так и у нас, и в Европе.
«Наши чиновники похожи на пожарных»
- Рада приняла антикризисные законы, глава «Нафтогаза» Олег Дубина не выходит из кремлевских кабинетов - значит, с кризисом борются. Но почему все решения принимаются так поздно?
У меня дома стоит спутниковая тарелка, частенько смотрю российские каналы. И мне стыдно видеть, как Миллер (глава «Газпрома». - Авт.) «играет» на телевидении, как Медведев рассказывает о бедствовании украинского народа и как он о нем заботится… Это настоящий спектакль! По сравнению с ним представления, которые идут в Театре на Таганке, просто ничто!
- На каких приоритетах власти нужно будет сосредоточиться в этом году - гуманитарных, к примеру, Голодомор, или экономических?
- Что вы, какой Голодомор! На первом месте должна стоять энергетическая проблема, проблема выживания экономики - ведь она до сих пор не модернизирована. Взять хотя бы металлургическую промышленность, приносившую в наш бюджет наибольшее количество валютных поступлений. Люди, прибравшие ее к рукам, высосали из отрасли все что могли, но для того чтобы сделать ее современной, ничего не сделали!
Экономика пострадала от своей несовременности. Она не приспособлена к современным технологиям, направлена на получение быстрой прибыли: ту же металлургию заставляли жить на максимальных оборотах, чтобы сегодня взять максимум, а дальше - хоть трава не расти… Наше хозяйство работает, как пожарная бригада: горит - хорошо, а когда сгорело - начинают что-то новое строить. Так жить нельзя.
Банковская система также несовместима с жизнью: люди, которые открывали в Украине банки, действовали по принципу быстрых прибылей. Вы же видели - кредиты, и немалые, давали даже без паспорта! Мы думали, что система будет работать вечно, но с приходом кризиса она рассыпалась, как карточный домик.
Выборы закончатся победой одной команды из трех
- Леонид Макарович, вы - опытный политический синоптик. Предскажите украинскую политическую погоду на этот год, ведь в его конце нас ждут президентские выборы.
- Значит, они не помирятся?
- Скорее всего, нет. Из «драчунов» в итоге кого-то одного не допустят до выборов, но после них останется только один политик со своей командой. Может, и не такой профессиональной, как мне хотелось бы, но эта команда точно получит большинство и в парламенте, и в правительстве.
- А может ли прийти совсем новая команда?
- Думаю, нет - ей понадобится еще пять лет. Она еще не готова, ведь украинцы мыслят консервативно. Хотя в принципе могут быть и форс-мажорные обстоятельства, когда газовый кризис заставит людей лечь костьми за свое благосостояние - тогда всех из власти выкинут и выберут кого-то совершенно нового.
«Мы сделаем у себя Европу!»
- В субботу вы празднуете 75-летие. Наверное, это время подводить итоги - ваша роль в создании независимой Украины неоценима…
- 50 лет я заботился о нашем государстве. И я оптимист: Украина выживет! Оптимизм мой не голый - я анализирую происходящее в нашей стране: люди живут, выживают. Недавно был в мебельном магазине, бываю и на рынках. При всех сложностях в экономике люди покупают, продают, работают. Жаль, что они потратят много сил, энергии и собственной жизни на то, чтобы выживать, а не жить по-человечески…
Украина будет демократичной. Может, чуть позже, чем я думал, но будет! Будем мы и в ЕС, и у себя сделаем Европу. Народ ведь не хочет ссориться - он стремится жить, а вожди желают нравиться народу, а когда его обманывают и стараются, чтобы он поверил, - это непристойно и недостойно. Мы будем цивилизованной страной. Непременно. Желаю всем добра!