Загрузить еще

Эльдар Рязанов - в интервью "КП" в 1983 году: мечтаю поставить "Мастера и Маргариту", да кто ж мне даст?

Эльдар Рязанов - в интервью
Фото: Это фото сделано 15 марта 1983 года - Эльдар Рязанов в редакции «КП». Режиссеру - 55 лет. Фото: Личный архив Леонида Репина

Вспоминая Эльдара Александровича, мы обнаружили в архивах "КП" запись разговора, который состоялся в редакции еще в 1983 году. Тогда Рязанов только снял "Вокзал для двоих" и пришел к нам показать этот фильм.

О "вокзале для двоих"

- "Вокзал для двоих" - совершенно ведь новый для вас фильм, не похожий на прежние?

- В чем-то да, безусловно. Мы писали сценарий по рассказам. Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, хотя к этой ситуации вряд ли поговорка подходит. Потому что сердце просто оборвалось, когда мы попали в колонию. Как сказал начальник лагеря, здесь собрана вся нечисть Подмосковья: убийцы, грабители, насильники, взломщики. Но тем не менее это молодые люди, у которых, кажется, вся жизнь впереди, но она уже исковеркана, переломана. И вот это ощущение ожога, которое мы испытали, и легло в основу картины.

Вы, очевидно, помните сцену, когда крадут кошелек. Так вот, играет здесь настоящий уголовник, зовут его Коля, фамилии он нам не сказал. Мы с ним познакомились на вокзале и спросили: "Где ты живешь?" Он сказал: "Здесь, в туалете". Он оказался очень артистичным парнем. И я хотел, чтобы мы сняли, как он в ресторане заказывает музыку для Басилашвили, но Коля не явился. Что произошло? Может, его снова забрали. Это столкновение с жизнью наложило отпечаток на картину, и она получилась более жесткой, чем предыдущие.

Материал я не так хорошо знал, как материал "Иронии судьбы", где действующие лица - врач и учительница. Это наш социальный слой. В "Служебном романе" - это статистическое учреждение. В "Гараже" - кооператив, где ученые работники бесчинствуют. А здесь - иной социальный слой, и поэтому в выборе артистов я старался, чтобы происхождение героев соответствовало примерно происхождению артистов. Хотя, конечно, понятно, что Нонна Мордюкова - не перекупщица. Но она из кубанской станицы, она народная артистка во всех смыслах. Или взять Людмилу Гурченко - в своей книжке писала, как ей приходилось даже воровать на рынке, чтобы выжить. И когда я думал о том, кто должен играть эту роль, я колебался. Алиса Фрейндлих сыграла бы ее замечательно, но ей пришлось бы перевоплощаться. А Гурченко была в своей стихии. "А ну, отвали!" - это экспромт актрисы на съемке, что Фрейндлих вряд ли бы сказала по причине своего воспитания. 

- А Михалков?

- Михалков служил на флоте. И проникновение в народ у него глу-у-убокое. Во всяком случае в язык народа. И Никита не пожалел себя внешне, "раздел", разоблачил и создал образ хама, вселенского жлоба. У него нет никаких сомнений, он ничего не читал, но все про все знает. Это человек, чувствующий себя хозяином жизни. 

- Между вашими фильмами "Берегись автомобиля!" и "Вокзал для двоих" прослеживается связь, даже внешняя. И в той и в другой картине человек как бы расплачивается за содеянное добро. Можно ли считать, что это тенденция?

- Я могу сказать, что ни одно доброе дело не остается безнаказанным. И в том и в другом случае герои картины живут по каким-то высшим моральным нормам, и мы с ними согласны. Это не значит, что я одобряю действия Деточкина. Я ему  сочувствую. Этот человек для меня близкий и дорогой. Так же, как и герой Басилашвили. Он - мужчина. Это норма жизни. И то, что за высшую норму жизни часто следует наказание, к сожалению, так оно и есть. Человек, который может жить по законам, свободным от общества в хорошем смысле, обязательно будет наказан. Так случилось и с Деточкиным, и в "Вокзале" с Басилашвили. Теперь я понимаю, что это тенденция в жизни.

Олег Басилашвили, Михаил Кононов, Людмила Гурченко и Эльдар Рязанов в фильме "Вокзал для двоих". Фото: Кадр из фильма

О мечтах

- Чем объяснить стабильный состав, с которым вы работаете? Вы этих людей, очевидно, уже хорошо понимаете, приросли…

- Должен сказать, что актеры у меня все время обновляются. Но тем не менее бывает так, что с актером или актрисой просто интересно работать. И я знаю: вот этот артист - на такую роль. А на эту - нельзя, и я его не беру.  

- Если заглянуть в ваше будущее, что у вас в столе лежит, какие планы?

- Очень хочу поставить "Мастера и Маргариту" по Булгакову. Потому что у каждого должна быть своя "Вой-

на и мир". В жанре, в котором я работаю, такой книгой является только одна - "Мастер и Маргарита". Мне уже 55 лет, и через пять лет мне будет просто страшно приступить к этому. Сейчас у меня ощущение, что я могу, что ко мне пойдут лучшие артисты. Но все это упирается в одно дело, как в поговорке: "Съесть-то он съест, да кто ему даст?" 

- Чем вы занимаетесь, помимо кино?

- Думаю только о том, чтобы выжить - это мое хобби. Потому что это ужасно - я каждые полгода меняю номер телефона. Представляете, пятьдесят звонков за день и с каждым я по 10 минут объясняюсь, потому что, если я шваркну трубку, на меня напишут письмо в ЦК, как уже было. Легче поменять телефон. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Эльдар Рязанов. В титрах не значился

8 декабря - 9 дней, как ушел из жизни культовый режиссер, который был еще и актером эпизодов.

Как ни удивительно, Эльдар Рязанов - человек огромного таланта - любил сниматься в крошечных ролях. Даже не ролях, так, эпизодиках, и чаще всего без слов. Но зрители всегда выхватывали знакомый образ милого толстяка из самого общего плана. "КП" решила вспомнить маленькие роли большого мастера.

Новости по теме: Эльдар Рязанов Утраты