Из-за того что на азовских курортах нет как такового бархатного сезона, итоги подводят уже сейчас.
Лето выдалось тяжелым для всей страны, естественно это отразилось и на курортной сфере.
- Туристов в этом году было на 20-25% меньше по сравнению с прошлыми годами. Например, в Кирилловке количество отдыхающих снизилось на 25%, а в Бердянске - на 10-15%. Если обычно Запорожская область принимала за сезон около трех миллионов отдыхающих, то сейчас эта цифра существенно ниже, - рассказали в областной администрации.
Говорить о точных данных специалисты не могут, так как с прошлого года изменилась система подсчета курортников. Если раньше все легальные базы отдыха, пансионаты, санатории обязательно отчитывались, сколько людей у них отдыхает, то теперь такой повинности нет. Все исключительно на добровольных началах. Других же механизмов подсчета туристов нет, а о численности дикарей вообще приходится только догадываться.
- В советское время данные были достаточно точными, так как приезжих могли посчитать по количеству съеденного хлеба. Тогда был один хлебозавод, и по его продажам легко определяли численность туристов. В самые лучшие времена, а это было в конце 80-х, в Бердянске отдыхало по 650 тысяч человек. Сейчас же буханки многие магазины выпекают сами, немало привозных батонов, поэтому хлебная арифметика стала неактуальной, - рассказали в пресс-службе мэрии Бердянска.
Отток туристов сразу же сказался на доходах городов-курортов. Например, в Бердянске в этом году отдыхающие оставили на 30-40% меньше денег, чем в прошлом.
- Людей у нас было немало. Но очень многие приехали в Бердянск не на отдых, а чтобы переждать смутные времена. Я говорю о переселенцах. Жителям востока по большому счету было не до отдыха. Они здесь просто жили и особо не тратили деньги, - говорит директор базы отдыха Егор Ващук.
Основной наплыв переселенцев начался в середине августа. До этого момента в Бердянске официально были зарегистрированы две тысячи человек, сейчас в неделю прибывает по 700. В итоге к середине сентября в городе уже поселилось больше 7 тысяч выходцев из тревожного региона. В местную школу пошли 500 детей из Донецкой и Луганской областей, при том что всего в городе 9 тысяч школьников.
В Кирилловке та же ситуация - курорт поневоле облюбовали жители востока страны.
А вот россиян, которые составляли львиную долю курортников на Азовском море, особенно в Бердянске, в этом сезоне практически не было. Вместо них на наши курорты потянулись жители Западной и Центральной Украины, то есть те, кто до недавнего времени отдыхал в Крыму.
Если ранее украинские туристы делились по такому принципу: восток, Харьков, Днепропетровск - 60%, центр - 30%, запад - 10-15%, то теперь доля львовян и иванофранковцев выросла в разы.
В вялом курортном сезоне есть и свои плюсы - пляжи были чище, можно было спокойно и без проблем занять место под зонтиком, хотя обычно за тень на берегу моря ведется война. Плюс никаких громадных очередей в магазинах, аквапарках и у аттракционов, а значит, и не такие высокие цены.
Типичный отдыхающий
Выбирает недорогой номер в частном секторе.
Эксперты говорят, что основная масса курортников, которые отдыхают на Азовском море, - люди со средним достатком и ниже среднего. Если россияне, привыкшие к московским ценам, смело заказывали люксы, нынешний отдыхающий искал скромные номера в частных гостиницах. Спрос на домики вип-класса упал наполовину, мало кто был готов отдать 500–700 гривен в сутки с человека. Так что в этом году базы отдыха особо не торговались и сбрасывали цены за номера.
Приезжает с семьей
Курортники Бердянска и Кирилловки – семьи с детьми, а также молодые люди – туристы выходного дня. И если первые искали более комфортабельные номера, зачастую с питанием, то вторые не перебирали, арендуя первую попавшуюся комнату, лишь бы было, где вещи оставить и переночевать.
Любит аттракционы
Театров и концертных залов здесь нет. Но время от времени в местные клубы приезжают украинские артисты. Большая часть отдыхающих вечерком отправляется в "Луна-парк". Тем более что стоимость билетов на уровне прошлого года, а иногда и ниже.
Экономит на сувенирах
Обычно до 20-х чисел сентября на набережных стояли столики с мелочовкой на память об отдыхе. Сейчас здесь уже пусто. 30-40% предпринимателей, получивших разрешение на летнюю торговлю, не вышли на набережную. Было не выгодно ставить киоски с мороженым, передвижные кинотеатры, детские аттракционы, лавки с сувенирами.