Загрузить еще

Заморские сорняки атакуют местную флору

Заморские сорняки атакуют местную флору
Фото: Амброзию к нам завезли в 70-х, с тех пор это растение стало настоящим бичом для запорожских аллергиков и коммунальщиков. Фото: архив «КП»
Помидоры и картофель – тоже иммигранты
 
За последнее десятилетие город и окрестности изменились до неузнаваемости. Нет, речь не о стройках или архитектуре, а о растениях. В запорожских парках, на аллеях рядом с липами, каштанами и кленами красуется катальпа – гость из Поднебесной. Это дерево легко узнать по крупным белым цветам весной и зеленым "сосулькам" летом. А на пустырях, в балках да и во дворах сегодня легко встретить айлант.
 
- Это дерево очень легко приживается на новом месте, оно выносливое, быстро растет, - рассказывает дендролог Запорожского детского ботанического сада Игорь Шалимов. – Кстати, айлант, пожалуй, один из самых агрессивных представителей завезенной к нам флоры. Я бы поставил его в один ряд с амброзией. О вреде последней говорить, думаю, излишне, а айлант при определенных условиях запросто может вытеснить привычные нам деревья.
 
Айлант. Фото: архив "КП"
Айлант попал к нам еще в царские времена. За этот период успел адаптироваться к особенностям украинского климата и активно размножиться. А вот упомянутая уже нами амброзия попала на просторы бывшего Советского Союза примерно в 70-х годах и за такой короткий срок успела стать настоящим бичом для городских аллергиков и коммунальщиков. 
 
Впрочем, специалисты советуют ярым защитникам отечественной флоры попридержать эмоции. От некоторых заморских гостей есть неоценимая польза. Самые яркие представители таких растений - помидоры, кукуруза, картошка, баклажаны. Список этот можно еще долго продолжать. 
 
Опунция. Фото: архив "КП"
Угроза национальной экономике
 
Иммигрантов сегодня можно запросто встретить на клумбах и палисадниках. Здесь привычные ноготки и майоры встретить уже практически нереально – садоводам нынче экзотику подавай. 
 
- У меня уже несколько лет на даче растет юкка. Я ее из Херсона привезла, от родственников, - рассказывает садовод Марина. – Растение чувствует себя замечательно, каждое лето цветет, отбивает от корня отростки – деток уже всем соседям раздала. 
 
Лаконос. Фото: архив "КП"
Популярностью у садоводов пользуется и лаконос – высокое многолетнее растение, которое цветет белыми колосьями. В последнее время в городе стали встречаться его одичавшие виды, а это значит, что гость постепенно захватывает территорию.
 
 Юкка. Фото: архив "КП"
То есть частенько причиной засилья нашей флоры чужеземцами становится не случайно завезенное с корабля через моря и океаны семечко, а мы, горожане. В здоровом лесу или нетронутых степях прижиться захватчикам тяжело. А вот на опустошенных территориях для них раздолье. И самый яркий пример тому амброзия. Не трудно заметить, что на заброшенных строительных площадках, где земля была разрыта бульдозерами и грузовиками, буйно цветет именно это растение. А если вспомнить о том, что по подсчетам экологов только в этом году из-за засухи и пожаров количество зеленых насаждений в регионе уменьшилось на 18%, то становится ясно – ситуация критическая. 
 
Амброзия. Фото: архив "КП"
- Грузия в свое время очень сильно страдала от разрастания опунции. Прижившиеся в их широтах кактусы заполонили пастбища, создав очень серьезные проблемы животноводству, а значит, и экономике. Стране пришлось приложить немало усилий, чтобы побороть сорняк, - говорит Игорь Шалимов. – Так что за состоянием местной традиционной флоры следить нужно, иначе проблем не избежать. 
 
КОНКРЕТНО
 
Самые распространенные чужеземцы 
 
- Амброзия полыннолистная. Фривольно чувствует себя на наших улицах и полях. Родом из Северной Америки. 
- Айлант высочайший. Этот "китаец" приживается даже в самых суровых условиях, растет быстро. 
- Лаконос, он же фитолакка. Многолетнее ядовитое растение, гость из Северной Америки. 
- Юкка. Уроженец Южной Америки, близкий родственник агавы – той самой, из которой делают текилу.
- Опунция. Некоторые виды этого кактуса морозостойки, так что в нашем климате и разрастаются, и цветут.